Объем продаж ПВН 100 крупнейших компаний мира вырос на 1,3%

06.12.2021 // 12:46ТегиНовости
Стокгольмский международный институт исследований проблем мира / Фото СИПРИ

МОСКВА, 6 декабря. /СТАТУС-АРМС/. Объем продаж продукции военного назначения (ПВН) 100 крупнейших компаний мира составил в 2020 году 531 млрд долларов, что на 1,3% превышает показатель 2019 года. Об этом говорится в опубликованном докладе Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ).

2020 год стал шестым годом подряд, когда продажи ПВН в мире неуклонно росли. При этом в прошлом году в результате COVID-19 мировая экономика сократилась на 3,1%. 

Самыми многочисленными в списке топ-100 снова стали компании США (41 компания), которые обеспечили 54% совокупного объема топ-100. Общий объем их продаж составил 285 млрд долларов, что на 19% больше, чем в 2019 году. Начиная с 2018 года первая пятерка списка СИПРИ состоит только из американских компаний.

Вторая по величине доля объема списка топ-100 составляет 13% и принадлежит китайским производителям ПВН. В 2020 году она составила 66,8 млрд долларов, что на 1,5% больше показателя 2019 года.

По мнению аналитиков СИПР, в последние годы китайские оборонно-промышленные компании смогли извлечь выгоду из национальной программы военной модернизации и внимания к военно-гражданскому слиянию, став одними из самых передовых производителей военной техники в мире.

В 2020 году в список топ-100 вошли 26 европейских оборонно-промышленных компаний, объем продаж которых составил 21% от общего показателя и равнялся 109 млрд долл. Из них 37,5 млрд пришлись на семь британских компаний, что на 6,2% больше, чем в 2019 году.

Компания "БАЕ системз» (BAE Systems) стала единственным европейским производителем среди первых 10 компаний списка, а ее продажи ПВН увеличились на 6,6% и составили 24 млрд долларов. При этом совокупный объем продаж ПВН шести французских компаний из топ-100 упал на 7,7% из-за сокращения поставок истребителей "Рафаль" (Rafale) компании "Дассо Авиасьон" (Dassault Aviation). В то же время продажи компании «Сафран» (Safran) увеличились за счет наращивания продаж систем наведения и навигации.

Продажи входящих в список топ-100 германских компаний достигли в 2020 году 8,9 млрд долларов, что составляет 1,3-процентный прирост по сравнению с 2019 годом. В общем объеме топ-100 их доля равна 1,7%. Самый крупный военный производитель Германии компания "Рейнметалл» (Rheinmetall), увеличила продажи ПВН на 5,2%, в то время как кораблестроительная компания "Тиссенкрупп" (ThyssenKrupp) уменьшила свои объемы на 3,7%.

По данным аналитиков СИПРИ, российские компании из списка топ-100 сокращают объемы продаж ПВН третий год подряд. В 2020 году падение составило 6,5% - 26,4 млрд дол против 28,2 млрд дол в 2019 году. В 2019 году на долю девяти российских компаний пришлось 5% общего объема продаж топ-100. Наивысший показатель был достигнут в 2017 году и составил 31,5 млрд дол, после чего наметился устойчивый тренд на сокращение. Аналитики объясняют формирование этого тренда завершением госпрограммы вооружений (ГПВ) в 2011-2020 гг., а также нарушением графика поставок ПВН из-за пандемии COVID-19.

Концерн "Алмаз-Антей", занимающий в списке 17-е место, снизил продажи ПВН на 31%, а Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), находящаяся на 33-м месте, сократила продажи на 11%. В то же время Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), находящаяся на 21-м место в списке топ-100, нарастила объем продаж на 16%, а Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ, 58-е место) и холдинг "Росэлектроника" (71-е место) - на 22% и 39%, соответственно.

Совокупный объем продаж ПВН компаний, находящихся за пределами США, Китая, России и Европы, составил в 2020 году 43,1 млрд долларов (рост на 3,4% по сравнению с 2019 годом). В общем объеме продаж ПВН списка топ-100 на эти компании приходится 8,1%.

Продажи входящих в топ-100 трех израильских компаний достигли 10,4 млрд дол, что соответствует 2% от общего объема продаж ПВН компаниями из списка топ-100. Аналогичный показатель по итогам 2020 года и у пяти японских поставщиков ПВН - 9,9 млрд долларов и 1,9%, соответственно.

В 2020 году в список топ-100 вошли четыре южнокорейские компании, совокупные продажи которых составили 6,5 млрд дол, что на 4,6% больше объема продаж ПВН в 2019 году.

В список топ-100 вошли три индийские компании, которые увеличили общий объем продаж ПВН на 1,7%.

Необходимо отметить, что Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) раскритиковала методику анализа мирового рынка вооружений аналитиками СИПРИ. , не отражает реальную ситуацию. "Методика подсчета, которую использует СИПРИ для оценки объемов продаж оборонных компаний, является их собственной оценкой, не отражающей, честно говоря, реальной картины. Вместо конкретной стоимости товара они используют так называемый тренд-индикатор, который имеет примерно одинаковое значение для однотипной продукции. То есть делается упор на оценку количественной стороны, что, как подчеркивает сам институт, не может использоваться для оценки объемов экспорта", - заявил журналистам глава ФСВТС Дмитрий Шугаев.

По мнению Шугаева, СИПРИ использует только открытые данные, которые не являются полными. При этом объемы поставляемых запчастей и услуг не учитываются.

Как подчеркнул Шугаев, методика составления рейтинга СИПРИ связана с политической ангажированностью, поскольку аналитиками СИПРИ являются представители западных институтов, которые не могут обойтись без политической составляющей.

Необходимо отметить, что ФСВТС России никогда не дает своего официального анализа мировой торговли оружием, ссылаясь, при необходимости, на данные СИПРИ и других западных институтов.