Первые УТС М‑346 поставлены в Польшу

28.11.2016 // 13:51ТегиНовости
Учебно-тренировочный самолет (УТС) М‑346 / фото Łukasz Lipka

Первые два реактивных учебно-тренировочных самолета (УТС) М‑346 «Мастер» (Master) компании «Аления Аэрмакки»/Alenia Aermacchi (входит в концерн «Леонардо»/Leonardo) поставлены в Польшу, сообщил еженедельник «Джейнс дифенс уикли». В составе ВВС Польши УТС «Мастер» будет называться «Билик» (Bielik, орлан-белохвост).

Самолеты М‑346 будут применяться для обучения летчиков, переучивающихся на истребители F‑16C/D «блок 52+ ВВС Польши. Первые два самолета с номерами 7702 и 7703 были поставлены 14 ноября на 41‑ю учебно-тренировочную авиабазу в Деблине. После принятия на вооружение они заменят устаревшие УТС TS‑11 «Искра» (Iskra).

Польша заказала 8 самолетов М‑346 и оформила опцион еще на 4 УТС. Контракт стоимостью 1,17 млрд крон (280 млн дол) был подписан 27 февраля 2014 г. Помимо поставки самолетов контрактом предусматривается обучение летчиков, включая поставку пилотажных тренажеров, классов для обучения летного и наземного персонала, информационных систем и необходимой инфраструктуры.

С вводом в действие УТС М‑346 Польша намерена уменьшить стоимость обучения летного состава для F‑16 на 30%. Это связано с тем, что стоимость летного часа М‑346 на 20–25% меньше, чем у F‑16, что позволяет уменьшить необходимость использования дорогостоящего обучения на F‑16 в США.

Несмотря на то, что первые два М‑346 доставлены в Польшу в соответствии с графиком, есть ряд проблем, препятствующих их полному соответствию требованиям польских ВВС.

В частности, есть проблема, связанная со встроенной тактической системой обучения ETTS (Embedded Tactical Training System), которая
позволяет курсантам практиковаться в применении оружия классов «воздух — воздух» и «воздух — поверхность» с помощью компьютерной системы, обеспечивающей перехват и поражение потенциальных целей с помощью виртуальных БРЛС и авиационных средств поражения.

Первые М‑346 не позволят моделировать ряд систем вооружения, включенных в контракт.

Концерн «Леонардо» сообщил Польше ранее в 2016 г о задержке интеграции этой системы, которая возможно будет поставлена в 2017 г.

Хотя первые самолеты поставлены, Польша может приостановить их принятие на вооружение до того момента, когда будет решен вопрос с системой ETTS. В то же время, возможен вариант ввода самолетов в ограниченную эксплуатацию до решения вопроса с ETTS. Кроме того, заказчик может выставить «Леонардо» штрафные санкции.