Морской космический флот

28 марта 2025 г.ТегиСтатьи

Морской космический флот (2025 год)

Введение

В предлагаемом обзоре сделан небольшой исторический экскурс по морской тематике. 

СССР возглавлял борьбу социалистической идей с капиталистической. Та и другая идея претендовала на роль глобальной идеи.

В этом противостоянии Запада и СССР победил Запад.

После развала СССР более тридцати лет усилия России были направлены на встраивание страны в глобальную западную экономику.

Запад препятствовал и убеждал, не без успеха, Россию не развивать свои технологии и производство, а покупать продукцию, которую уже производит Запад. России отводилась роль поставщика полезных ископаемых, добываемых кстати также по западным технологиям.  

В силу сложившихся обстоятельств Россия, осознав пагубность для себя глобалистского пути развития, вынуждена была начать выход из проекта западной глобализации военным путем.

24 февраля 2022 года Россия начала не только СВО, но и борьбу за собственное существование и за будущее всего человечества. Мы вынуждены выступить тараном против глобалистской модели мироустройства, продвигаемой Западом.

Более подробно тема западной глобализации раскрыта в статьях «О глобализации» и «О противостоянии России и Запада».

Вспомним, как западная глобализация повлияла на наш научно-исследовательский флот. 

Немного истории

События после развала СССР крайне негативно повлияли и на морской потенциал России, его взаимосвязанные компоненты:

1)    Военно-морской флот;

2)    Научно-исследовательские суда и ледоколы;

3)    Морские суда;

4)    Речные суда и суда смешанного плавания;

5)    Суда и средства освоения шельфа;

6)    Рыбопромысловый флот.

Государство формировало и финансировало заказ только на строительство военно-морского флота, суда научно-исследовательской деятельности и атомного ледокольного флота.

Резко, более чем в 3 раза, сократился боевой состав ВМФ.

Почти 40% внешнеторговых морских перевозок России до 2014 года обслуживали порты Балтии и Украины.

В конце прошлого века все высокоразвитые страны гордились наличием у них современного научно-исследовательского флота, при этом СССР имел самый большой флот научно-исследовательских судов в мире.

В общей сложности СССР построил более тысячи научных судов.

Из них России в 1991 году перешли лишь 293 судна, которые были распределены между российскими организациями: Российской академией наук, Росгидрометом, Росрыболовством и Министерством природных ресурсов.

Распоряжаться судьбой и обеспечивать поддержание в рабочем состоянии судов было возложено на вышеперечисленные организации.

На сегодня подавляющая часть этих судов списана, перепрофилирована или продана за рубеж,

Сегодня России принадлежит, по разным источникам, менее 70 научно-исследовательских судов, средний возраст которых превышает 30 лет.

Украине после распада Союза достались 82 научных судна (почти все они вскоре были распилены и сданы на металлолом по 160 долларов за тонну).

Мировой лидер в этой отрасли теперь Соединенные Штаты — около 100 судов. Половина из них принадлежит военно-морским силам и береговой охране. По сути, это корабли двойного назначения. 

Морской космический флот 

Была у Советского Союза и такая гордость – Морской космический флот– большой отряд советских экспедиционных судов и военных кораблей, принимавший непосредственное участие в создании ракетно-ядерного щита СССР, обеспечении летно-конструкторских испытаний космических аппаратов, управлении полетами пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, запускаемых с советских полигонов.

В 1963 году юридически создан Морской космический флот в едином с наземным командно-измерительным комплексом СССР контуре управления космическими полетами.

Морской космический флот, состоящий из 11 специализированных судов, вплоть до развала СССР участвовал в обеспечении полетов космических аппаратов различного назначения.

К 2001 году от Морского космического флота сохранилось только научно-исследовательское судно (далее – НИС) «Космонавт Виктор Пацаев» (открыт в качестве музея на плаву у причала Музея мирового океана в Калининграде).

Остальные десять судов Морского космического флота досрочно списаны и утилизированы.

Задачи по обеспечению отечественных космических программ выполняли так же корабли Тихоокеанской Гидрографической Экспедиции, помимо своего прямого назначения. 

Корабли Тихоокеанской Гидрографической Экспедиции (ТОГЭ)

В 1959 году в составе ВМФ СССР сформирована группа кораблей - 1-й Плавучий Измерительный Комплекс. Открытое название группы - 4-я Тихоокеанская Гидрографическая Экспедиция (ТОГЭ-4). В неё вошли "Сибирь", "Сахалин", "Сучан", "Чукотка". Назначение - наблюдение за полётами боеголовок межконтинентальных балистических ракет (далее – МБР) в районе их падения - в Тихом океане.

В 1963 году сформирована ТОГЭ-5 ("Чумикан",  "Чажма","Чукотка").

В 1974 году обе группы составили Объединённую Гидрографическую Экспедицию (ОГЭ), а в 80-е годы в неё вошли новые корабли - "Маршал Неделин" и "Маршал Крылов".

В конце 80-х «Маршал Неделин» обеспечивал полет «Бурана».

В составе Тихоокеанского флота ОГЭ получила название - 35-я бригада кораблей измерительного комплекса.

В начале 1990-х обстановка в стране значительно изменилась, что очень сильно коснулось и Военно-морского флота.

Из восьми кораблей измерительного комплекса (далее – КИК) было продано на металлолом семь кораблей. Причём КИК «Маршал Неделин» не прослужил при этом и десяти лет. После пяти лет эксплуатации он был поставлен в ремонт в «Дальзавод» и фактически был разукомплектован. КИК «Сахалин» ныне принадлежит Китайской Народной Республике. Третий корабль проекта 1914, «Маршал Бирюзов», планировавшийся войти в состав ОГЭ, в 1992 году был порезан еще на стапеле ещё во время строительства.

В составе ВМФ остался только КИК «Маршал Крылов», который занимался контролем параметров боевых блоков при пуске на предельную дальность в 2004 и в 2011 году (МБР «Тополь» и «Булава»).

В августе 2011 года с борта атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий» осуществлён шестнадцатый испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» на максимальную дальность полёта в акваторию Тихого океана. Контроль за прибытием блоков в заданную точку осуществлял КИК «Маршал Крылов».

Корабли ОГЭ следили и за американскими объектами национальной системы ПРО. Американцы   использовали космодром базы Ванденберг в Калифорнии для испытаний новых баллистических ракет, имитируя поражение цели в районе острова Гуам в Тихом океане. Как осуществляются такие испытания контролировали и наши корабли. Следует отметить, что американские военные зачастую пытались обмануть не только советскую разведку, размещая на ряде боеголовок радиодатчики для их более легкого перехвата, но и Конгресс США. Это мошенничество вскрылось для мировой общественности много лет спустя. 

По состоянию на 2025 год, в России осталось два судна, способных работать с космическими объектами:

  • КИК «Маршал Крылов» (Владивосток);
  • НИС «Космонавт Виктор Пацаев» (Калининград).
  • По информации открытых источников, МО России планировало постройку корабля проекта 18290 шифр «Буер».

Проектируемый корабль должен обеспечивать контроль проведения испытаний всех новых видов оружия, включая гиперзвуковые боеголовки, а также иметь ледовый класс, позволяющий ему работать в Арктике.

Состояние проекта в настоящее время по открытым источникам определить нельзя.

Заключение 

К 2015 году предельный износ научно-исследовательского флота привел к стремительному снижению научных исследований в Мировом океане и по сравнению с советским периодом уменьшился в 10 раз.

Было много попыток исправить ситуацию: и Российская академия наук, и Росгидромет, и Министерство природных ресурсов писали концепции, и на Морскую коллегию они выносилось, но фактически никаких решений принято не было.

В 2017 году диагноз научно-исследовательскому флоту поставлен в докладе Минобороны России: «состояние катастрофическое и кризисное».

В 2020 году на Морской коллегии обсуждалась разработанная Минобрнауки концепция создания единого национального оператора (ЕНО) в сфере строительства, содержания и использования научно-исследовательских судов.  Цель — сокращение затрат, унификация флота и концентрация ресурсов на ключевых исследованиях. Против выступили Росгидромет и Росрыболовство.

В 2022 году в новой Морской доктрине России несоответствие состава и состояния научно-исследовательского флота масштабу задач, стоящих перед страной, причислено к основным рискам для ее морской деятельности.

В России на сегодня не разработана даже общая концепция развития научно-исследовательского флота.

Можно констатировать, что морская деятельность научно-исследовательских судов не координируется на государственном уровне, что приводит к узковедомственному подходу в решении приоритетных для России научных задач.

Подчас невозможно и установить эти приоритетные задачи в вопросе освоения Мирового океана в силу того же ведомственного подхода.

Александр Каленюк
Капитан первого ранга в отставке
Военный аналитик