Роль нефти в жизни разных стран (Китай)
Роль нефти в жизни разных стран (2024 год)
Китай
Китай является одновременно одной из ведущих нефтедобывающих стран (входит в первую шестерку стран-лидеров по добыче нефти), а также самым крупным в мире импортёром сырой нефти.
До 90-х годов прошлого столетия сведения о нефтяных запасах Китая представляли государственную тайну.
Разработка и добыча нефти началась в Китае в 60-х годах прошлого века. В 70-е и 80-е годы Китай являлся экспортёром нефти, однако стремительный рост промышленности сделали Китай сначала импортёром нефти (с 1993 года), а потом и крупнейшим в мире импортёром нефти (с 2019 года). обогнав по этому показателю Европу (Рис.27).
Рис.27
С 2012 года собственная добыча нефти в Китае без существенной динамики и составляет порядка 200 млн тонн ежегодно.
Сегодня Китай за счет импорта обеспечивает около 75% потребления нефти (В 2023 году потребление нефти в Китае составило около 756 млн тонн, а импорт по данным Главного таможенного управления, около 564 млн тонн нефти).
В Международном энергетическом агентстве полагают, что к 2035 году Китаю, несмотря на все усилия по развитию добычи на собственной территории и участие в зарубежных концессиях, необходимо будет импортировать 80% от потребностей страны в нефти.
Согласно прогнозам, в обозримом будущем большая часть импортируемой Китаем нефти будет поступать в страну по морю.
Быстро растущий импорт нефти требует от властей Китая не только находить источники растущих объемов, но и обеспечивать безопасную и надежную доставку нефти в Китай, учитывая стратегически уязвимые пути морских поставок нефти через Малаккский и Зондский проливы (Рис.28).
Рис.28
Как решаются указанные задачи?
1) Чтобы снизить зависимость от импорта и обеспечить себя поставками на длительный период, в начале 2000-х годов Китай запустил программу инвестиций в иностранные нефтяные проекты.
Китайские компании добывают нефть и газ более чем в 40 странах мира. Порядка 8% нефти, импортируемой Китаем, добывается китайскими компаниями за рубежом.
2) Западное эмбарго на российскую нефть предоставляет Китаю стратегическую возможность увеличить поставки нефти из России и при этом значительно снизить риск ее доставки (не морским путем, а по нефтепроводу).
Уже сегодня, поскольку Запад ввел эмбарго на поставку нефти из России в Европу, выпадающие объемы были перенаправлены Россией преимущественно в Индию и Китай.
По итогам 2023 года ведущими импортёрами нефти в Китай стали:
- Россия - 2.2 миллиона баррелей в сутки. Из них 850 тысяч баррелей в сутки импортируется по нефтепроводу. Россия поднялась со второго места в 2022 году на первое в данном рейтинге.
- Саудовская Аравия - 1.7 миллиона баррелей в сутки.
- Ирак - 1.2 миллиона баррелей в сутки.
По оценке западных экспертов, в среднесрочной перспективе (пять лет) российские трубопроводные поставки могут быть значительно увеличены за счет строительства новых трубопроводов, соединяющих месторождения Западной Сибири с рынками Китая.
В том случае, если сроки проекта будут сильно сжаты по политическим, а также экономическим причинам, эксперты считают, что трубопровод может быть завершен уже где-то в 2025 году.
Российская марка нефти Urals подходит для большого количества китайских заводов по своим качественным характеристикам. Ее не приходится разбавлять другими сортами нефти, что существенно снижает затраты на переработку сырья.
Эксперты предполагают, что за счет разницы в цене импортируемого из России дизельного топлива и экспортируемого Китаем на азиатские рынки страна планирует снабжать более дешевым российским топливом внутренний рынок, а более дорогое собственное сырье продавать за рубеж.
Добыча полезных ископаемых в Китае находится под жестким государственным контролем и вертикально интегрирована. После проведенной в 1998-м году реструктуризации, основу нефтяной отрасли в Китае составляют три государственных нефтяных гиганта, занимающаяся добычей, переработкой и продажей нефти: CNPC, Sinopec, CNOOC.
По информации открытых источников, китайские независимые НПЗ сформировали уникальную в мировой торговле нефтью суверенную инфраструктуру для закупок нефти, логистику, финансирование.
В отличии от государственных китайских нефтяных компаний эти независимые НПЗ не подчиняются торговым ограничениям Запада.
Основное сырьё, перерабатываемое на данных НПЗ, - так называемая малазийская смесь, по сути, представляющая собой перегруженную в территориальных водах Малайзии, нефть из стран, которые находятся под санкциями Запада: Ирана, Венесуэлы, России.
Динамика изменения цены на российскую нефть после начала СВО представлена на рис.29.
Рис.29
В 2020 году Китай, по данным управления энергетической информации США (EIA), стал крупнейшим в мире нефтепереработчиком, потеснив с позиции лидера США.
Как отмечает Bloomberg информация об объёмах запасов сырой нефти в Китае «покрыта тайной».
Китай в течение 15 лет создавал гигантскую инфраструктуру для хранения стратегических запасов сырой нефти и завершил третий этап строительства нефтехранилищ ориентировочно в 2019–2020 годах.
Согласно информации аналитического портала seala.ru›analyticoil по состоянию на февраль 2024 года Китай хранит 135 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов, что составляет 22% от общемировых запасов. Сегодня по этому показателю Китай занимает первое место в мире, недавно обогнав прежнего мирового лидера - США.
Александр Каленюк
Капитан первого ранга в отставке
Военный аналитик