Роль нефти в жизни разных стран (приложение)

09 октября 2024 г.ТегиСтатьи

Роль нефти в жизни разных стран (2024 год)

Перспективы использования нефти

Существует большое количество международных прогнозов перспектив использования нефти в мире.

Прогноз – не «пророчество гадалки», а попытка обозначать основные текущие и, возможно, будущие направления развития нефтяной отрасли.

Прогнозы межправительственной организации стран-экспортеров нефти (OPEC), международного энергетического агентства (IEA) и управления энергетической информации США (EIA) значительно отличаются друг от друга крайними оценками сценариев развития мировой энергетики.

Причина – лоббирование три-четыре года назад западными странами проекта «зеленой» энергетики.

Был сформирован общемировой тренд развития зеленой энергетики и перехода на альтернативные источники энергии. Но никто не объявил, что вместо нефти научился делать пластик из солнечного света или моторное масло из ветра.

Более подробно эта тема раскрыта в Заметках о мировой глобализации, приложение 1 (Проект «Зеленая энергетика»).

В 2020–2021 годах страны Запада объявили о грандиозных планах, связанных с зеленым переходом.

IEA опубликовало собственную дорожную карту с подробными планами по глобальному уходу от углеводородов к 2050 году. Подобные планы составили более 140 стран мира.

Прошло три года, и можно подводить первые итоги.

Показатели спроса на нефть в мире стабильно росли в 2021, 2022 и 2023 годах.

Проведенные расчеты показали, что достижение углеродной нейтральности мирового топливно-энергетического комплекса (ТЭК) к 2050 году, под которым подписались многие участники Парижского соглашения, оказалось слишком дорогим удовольствием для экономик стран.

Видя нарастающие проблемы зеленого перехода, банки пересматривают свои программы финансирования зеленой энергетики.

Более критическое восприятие большинством стран экологических устремлений идеологов зеленой энергетики, а также   фрагментация мира на группы недружественных друг к другу государств вызывает большие сомнения в перспективах выполнения принятых планов всемирного перехода на зеленую энергетику.

Как Россия участвует в процессе прогноза развития мировой энергетики?

Первый отечественный «Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года» выпущен в 2013 году, еще до агрессивного влияния на мировую энергетику западной климатической «зеленой» повестки.

Чтобы сформировать собственный взгляд на наиболее вероятную траекторию развития мировой энергетики Российское энергетическое агентство (РЭА) Минэнерго России в 2024 году подготовило прогнозные сценарии развития мировой энергетики до 2050 года.

На основе анализа предложены три основных сценария развития глобальной энергетики: «Всё как встарь» (ВКВ), «Чистый ноль» (ЧН) и «Разумный технологический выбор» (РТВ).

По мнению разработчиков РЭА развитие мировой энергетики по сценарию ВКВ крайне нежелательно в силу необратимых последствий, к которым приведет увеличение объема выбросов парниковых газов. Достижение идеального варианта энергоперехода по сценарию ЧН потребует масштабные затраты, изыскать которые весьма проблематично, если не сказать невозможно. Сценарий РТВ считают базовым и наиболее вероятным (Рис.43).

Мировое потребление нефти к 2050 году по сценарию РТВ снизится почти на 40%.

Рис.43

Приложение

ОПЕК

«Кто владеет нефтью, тот правит миром» — сказал английский адмирал Фишер.

В 1928 году ведущие нефтяные корпорации США (Exxon, Mobil, Chevron, Texaco и Gulf Oil), а также английская компания British Petroleum и англо-голландская компания Royal Dutch Shell, организовали международный нефтяной картель, известный как «Семь сестер».

Этот картель обеспечивал разработку нефтяных месторождений на Ближнем и Среднем Востоке, способствовал добыче и транспортировке дешевой арабской нефти в США и Европу.

До 60-х годов ХХ века цены на нефть назначали «Семь сестер».  Они контролировали около 95% мировой добычи, транспортировки, торговли и переработки нефти.

Монополия позволяла до 1960 года устанавливать цены на нефть с учетом интересов потребителей, но не добывающих стран (Рис. 44). 

Рис. 44

Поэтому естественным результатом стремления новых независимых государств получить контроль над своими ресурсами с учётом национальных интересов стало образование в 1960 году международной межправительственной организации ОПЕК (Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC).

В течение всего одного десятилетия ОПЕК стала практически монополистом в добыче и экспорте нефти. Теперь уже производители нефти стали диктовать уровень мировых цен,

В 1973 году страны — участницы ОПЕК с Ближнего Востока запретили продажу нефти в США и некоторые страны Европы за поддержку Израиля в арабо-израильском конфликте. Цена за баррель нефти резко выросла в несколько раз — с $3 до $12.

В течение года были достигнуты договоренности об отмене эмбарго, но в США, усвоив полученный урок, приступили к созданию национального стратегического нефтяного резерва (SPR), чтобы уменьшить негативный эффект от возможных срывов поставок нефти ( SPR был создан еще до сланцевой революции).

Повлиять на мировой нефтяной рынок США смогли лишь в начале 2000-х годов, после открытия сланцевой нефти (в 2014 году на сланцевую нефть приходилось около 4,3% мировой добычи). Соответственно объем предложения на рынке нефти увеличился, и нефть резко подешевела (Рис. 44).

Между ОПЕК и другими нефтедобывающими странами, прежде всего Россией, была достаточно жесткая конкуренция. Результатом увеличения объемов добычи нефти не раз становились нефтяные «качели», когда цена продукции опускалась на 50% и больше.

Такая ситуация не устраивала ни одну из сторон нефтедобывающих стран. Итогом стало появление в 2016 году нового неформального объединения, получившего название ОПЕК+.

Таким образом, ОПЕК+ является расширенным форматом ОПЕК,  в который помимо 13  участников ОПЕК (Алжир, Ангола, Конго, Экваториальная Гвинея, Габон, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Венесуэла) вошли еще 10 стран — Россия, Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Малайзия, Оман, Судан, Южный Судан, Казахстан и Мексика.

Совместно страны ОПЕК+ на сегодня контролируют 90% доказанных мировых запасов нефти и более 55% ее экспорта.

Неформальными лидерами расширенного объединения являются Саудовская Аравия и Россия (Рис. 45, баррелей в сутки).

Рис.45

Серьезную конкуренцию для ОПЕК+ составляют США, которые в результате «сланцевой революции» вошли в тройку крупнейших производителей нефти в мире (США, Саудовская Аравия и Россия).

Попытки ОПЕК+ повысить уровень цен на рынке, стимулируют вложения в нефтяную отрасль США и рост добычи, поскольку производство сланцевой нефти начинает давать солидную прибыль. 

Снижение же нефтяных цен вынуждает производителей США сворачивать проекты, но снижает и собственные доходы участников ОПЕК+.

Находить баланс сложно, но задача по принятию взаимоприемлемого решения по ценовым вопросам пока успешно решается.

Основной механизм формирования цены альянсом ОПЕК+ – квоты. Они обладают высокой эффективностью, доказанной десятилетиями практического применения.

Действия ОПЕК+ подвергаются жесткой критике со стороны США и их союзников, на долю которых приходится большая часть нефтяного импорта.

В США уже в течение почти 30 лет пытаются принять антикартельный закон NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act) позволяющий подавать антимонопольные иски против стран-членов ОПЕК. Хотя закон и внутренний для США, вряд ли это помешает США продолжить распространенную практику применения американских законов к другим странам, например, за счет исков в судах США или санкций.

Юридический комитет Сената Конгресса США 5 мая 2022 года одобрил законопроект NOPEC дающий американскому Минюсту полномочия подавать иски к участникам ОПЕК и их партнерам за нарушения антимонопольного законодательства.

По оценке западных аналитиков, шансы проекта на утверждение обеими палатами Конгресса и президентом США на фоне кризиса энергоносителей, ухудшения отношений между экспортерами и импортерами нефти и нарастания санкционного давления на Россию выше, чем когда-либо.

«Вот уже лет 30 в Конгрессе США периодически рассматривается этот проект закона по мере возникновения какой-то напряженной ситуации со странами ОПЕК. Еще много лет пройдет, как он будет так же всплывать в СМИ, в пожеланиях отдельных конгрессменов или сенаторов его принять. Но принятие такого закона — это серьезный конфликт против производителей нефти», - сказал министр энергетики Новак в конце 2022 года по поводу этого закона.

ОПЕК+, отстаивая интересы стран - производителей нефти, стремится добиться стабилизации цен на мировом нефтяном рынке и ситуации на нем в долгосрочной перспективе.

Нефтеперерабатывающий завод

Нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) – промышленное предприятие, основной функцией которого является переработка нефти в бензин, авиационный керосин, мазут, дизельное топливо, смазочные масла, битумы, сырьё для нефтехимии.

Процесс переработки нефти на любом НПЗ можно разделить на 3 основных технологических процесса:

1. Первичная переработка (атмосферная, вакуумная, атмосферно-вакуумная) – разделение нефти на фракции различных интервалов температур кипения.

2. Вторичная переработка (крекинг, гидрокрекинг. риформинг, гидроочистка и др.) – реализация процессов переработки прямогонных нефтепродуктов (первичная переработка).  

3. Товарное производство – смешение компонентов переработки с использованием различных присадок и получение продуктов с заданными характеристиками.

Чтобы определить, насколько эффективно на НПЗ перерабатывают исходное сырьё, чаще всего рассматривают две характеристики:

- индекс Нельсона;

- глубина переработки.

Индекс Нельсона.

Поскольку специфика работы НПЗ трудна для понимания без обладания специальными знаниями, индекс Нельсона позволяет в простой форме оценить достигнутый уровень сложности различных НПЗ.

Индекс Нельсона — мера сравнения мощностей установок вторичной переработки НПЗ с мощностями установок первичной переработки нефти.

Индекс Нельсона (значения от 1 до 20) позволяет определить НПЗ (низкий индекс) с простым производством, которые производят низкокачественное топливо (для реактивных двигателей и мазут). Высокий индекс представляет сложные НПЗ, которые производят высококачественные топлива (бензин и керосин).

По прогнозам экспертов, в обозримом будущем современными можно будет назвать только НПЗ, имеющие индекс Нельсона не ниже 10, а новые производства изначально будут иметь индекс Нельсона около 15.

Для примера на рис. 46 приведены усредненные значения индекса Нельсона для разных стран.

На рис. 47 приведены нефтеперерабатывающие заводы России со своими значениями индекса Нельсона.

Следует обратить внимание, что данные представлены за 2015 год и к настоящему моменту многие НПЗ прошли модернизацию и значительно улучшили свои показатели за счет ввода новых установок вторичной переработки нефти.

Рис.46

Рис.47

Глубина переработки.

Это показатель, характеризующий эффективность использования сырья. В мировой нефтепереработке до сих пор нет общепринятого и однозначного определения этого показателя.

В отечественной нефтепереработке под глубиной переработки нефти подразумевается суммарный выход в процентах всех нефтепродуктов, за исключением топочного мазута.

За рубежом глубину переработки нефти определяют как суммарный выход светлых нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо, нафта).

Глубина переработки в странах Западной Европы составляет порядка 90%, на наиболее развитых заводах США – 94–98%.

Глубина переработки российских НПЗ показана на рис. 48. По итогам 2023 года она достигла 84%.

Рис.48

Практически все процессы в современной химии осуществляются при участии катализаторов (90–95 %). Без них вторичная переработка нефти были бы нерентабельна или просто невозможна.

Катализаторы.

Катализаторами называют вещества, которые, вступая в промежуточное химическое взаимодействие с реагентами, вызывают увеличение скорости химических реакций, но восстанавливают свой химический состав при окончании каталитического процесса и не входят в состав конечных продуктов.

Сегодня на мировом рынке существует более 1000 марок катализаторов.

Около 40 % от общего объема применяемых катализаторов – это нефтепереработка.

Россия на протяжении последних десятилетий практически полностью зависела от импортных поставок западных катализаторов, которые применяются в нефтеперерабатывающей отрасли.

Соотношение используемых на российских НПЗ катализаторов импортного и отечественного производства по видам процессов нефтепереработки в % представлено на рис.49.

Рис.49.

Оценка потребности НПЗ России в катализаторах некоторых процессов вторичной переработки нефти приведена на рис.50.

Рис.50

В России сегодня работают восемь производств катализаторов.

На совещании главных технологов нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий России и СНГ в начале 2023 года отмечено, что объем потребления катализаторов в России составляет порядка 60–70 тыс. тонн в год,

В Омске завершается строительство завода по производству катализаторов нефтепереработки с объемом выпуска 21 тыс. тонн в год. Главное отличие проекта — полное отсутствие импортных технологий и лицензий зарубежных компаний.

По словам вице-премьера Мантурова, Россия сейчас закрывает 70% своей потребности в катализаторах нефтепереработки, к 2026 году планирует выйти на полное самообеспечение.

Интересные факты.

Самый старый из ныне действующих НПЗ России.

Ярославский НПЗ им, Менделеева. Основан в 1879 года. В конце XIX века на заводе работал русский ученый Дмитрий Менделеев.  С 1934 года Ярославский НПЗ носит имя этого ученого.

Мощность завода 0,5 млн тонн нефти в год.

В 2000-х годах у завода были непростые времена: приостановка производства, банкротство владельца. В 2017 году, после двухлетнего простоя, возобновилась работа завода.

Самый молодой НПЗ России.

НПЗ ТАНЕКО в Нижнекамске.  Основан в 2005 году. Это первый НПЗ, построенный с нуля в постсоветской России. В 2022 году он поднялся до пятого места в рейтинге крупнейших НПЗ страны, переработав 16,2 млн тонн нефтесырья. Индекс Нельсона – 7,00.

Самый мощный НПЗ в России.

Омский НПЗ. Основан в 1955 году. Мощность завода 22 млн тонн нефти в год. Индекс Нельсона – 8,50.

Глубина переработки нефти на заводе в 2024 году достигла 100%. Это рекордный показатель для отрасли не только в России, но и в мире.

Самый технологичный НПЗ в России.

Московский НПЗ. запущен в 1938 году и за последнее десятилетие обновился более чем на 80%. Мощность завода 11 млн тонн нефти в год. Индекс Нельсона – 7,27.

После планируемого завершения работ по модернизации в 2025 году завод станет самым экологически чистым НПЗ в Европе. 

На Московском НПЗ запущен цифровой двойник — 3D-копия оборудования и систем управления, которая в онлайн-режиме передает данные об углеводородах и их обработке. С помощью цифрового двойника гораздо проще следить за процессами и управлять всем НПЗ.

Бюджетные правила

Для бюджетной политики любого государства актуальна задача поддерживать оптимальный уровень расходов. Традиционно для решения этой задачи используются бюджетные правила.

Бюджетные правила являются, пожалуй, единственным зарекомендовавшим себя в международном опыте работающим механизмом снижения зависимости федерального бюджета от цен на энергоносители для сырьевых стран.

За прошедшие 35 лет бюджетные правила стали применять 100 стран. Если в 1985 году таких стран было 6 (Австралия, Германия, Индонезия, Япония, Малайзия и Сингапур), то в 2021 году, по данным МВФ, – 106 (Рис. 51).

Рис. 51

Все четыре бюджетных правила по состоянию на 2021 год приняты всего в пяти странах (Андорра, Австралия, Вьетнам, Франция и Нидерланды), а только какое-нибудь одно правило из четырех – в 15 странах.

С 2004 года в России действуют бюджетные правила в разных вариантах (Рис. 52) с перерывом на 2015–2017 годы, когда резкое падение цен на нефть и девальвация рубля привели к пересмотру всех механизмов в экономике России.

В 2022 году накопленные нефтегазовые доходы России в валютах «недружественных» стран были заморожены странами Запада. В результате действие четвертой версии бюджетных правил было приостановлено.

С 2023 года в России действовала пятая версия правил, которая упраздняла понятие цены отсечения нефти и определяла базовые нефтегазовые доходы в размере 8 трлн рублей. 

Рис. 52

В 2024 году Минфин России вернулся к бюджетному правилу с ценой отсечения нефти $ 60 за баррель. Согласно нему, Минфин направляет в Фонд национального благосостояния (ФНБ) дополнительные доходы бюджета от экспорта нефти и газа, отказавшись от валют недружественных стран в структуре фонда, покупая только юани и золото. Максимальная доля юаня в активах ФНБ может составлять 60%, золота - 40%.

Многие экономисты-противники бюджетного правила, до пандемии коронавируса и СВО на Украине, ссылались на негативное влияние правил на экономику. Они считали, что инвестиции в развитие экономики стали бы лучшей защитой в кризисные времена.

Дискуссии о том, что важнее — макростабильность или экономический рост, и где между ними золотая середина, продолжаются до сих пор.

Сложно дать однозначную оценку бюджетным правилам. С одной стороны, оно тормозит развитие экономики. С другой стороны, сегодня отрицательные последствия на экономику вследствие санкций Запада удается сгладить не в последнюю очередь с помощью средств ФНБ, накопленных благодаря бюджетному правилу (Рис. 53).

Рис. 53

В Минфине России необходимость применения бюджетных правил при формировании бюджета сомнению не подвергается. По крайней мере до 2025 года его параметры четко определены и планов отказываться от него с 2026 года никто из официальных лиц не предлагал.

Общий вывод большинства финансовых аналитиков, как отечественных, так и зарубежных таков.

Несмотря на санкции Запада, финансовой системе России в ближайшем будущем ничего не угрожает. Стабильность обеспечивается низким уровнем государственного долга и резервом в виде ФНБ.

Налоговый маневр

За последние 25 лет система налогообложения нефтяной отрасли России претерпела огромное количество изменений, но при этом по-прежнему находится в стадии реформирования.

Историческая справка.

В постсоветской истории развития систем налогообложения нефтегазовой отрасли условно можно выделить 8 этапов налоговых режимов.

№ этапа

Период

(годы)

Проводимые мероприятия по налогообложению

1

1992–1996

Введение экспортной пошлины и акциза на нефть

2

1997–1998

Отмена экспортной пошлины и акциза на нефть

3

1999–2002

Восстановление экспортной пошлины на нефть

Введение акцизов на нефтепродукты

4

2002–2011

Введение НДПИ

Привязка экспортной пошлины к цене Urals

5

2011–2013

Рост НДПИ и снижение экспортной пошлины

6

2014

Малый налоговый маневр: снижение экспортных пошлин на нефть и светлые, рост на темные нефтепродукты

7

2015–2018

Большой налоговый маневр: снижение экспортных пошлин на нефть и рост НДПИ

8

2019–2024

 

 

 

Завершение налогового маневра: рост НДПИ и обнуление экспортной пошлины в 2024 году

 Введение отрицательного акциза на нефтяное сырье и демпфера

 Эксперимент по НДД (налог на дополнительный доход)

Бывший министр экономики Ясин в 2005 году высказался по поводу реформирования: «Налоговая система надоела всем. Не в том смысле, чтобы не платить налоги, а в том, что все время идут бесконечные разговоры, что надо еще раз ее поменять. …Я не считаю, что наша налоговая система идеальна, но лично я глубоко убежден, что никаких идеальных налоговых систем вообще нет».

Уже сейчас не так просто разобраться в хитросплетениях налоговых маневров и многообразии льгот и условий, касающихся определения ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Нефтегазовые доходы федерального бюджета включают в себя не все налоговые сборы с нефтегазовых компаний, а только те налоги, которые прямо зависят от цены нефти.

До 2018 года включительно они определялись как сумма налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти, газа и газового конденсата и экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты.

С 2019 года в расчет добавились налог на дополнительный доход (НДД) и возвратный акциз на нефтяное сырье с демпфирующей компонентой (налоговый вычет, компенсирующий нефтепереработчикам негативное влияние снижения экспортной пошлины в рамках налогового маневра в отрасли; демпфер дополнительно компенсирует нефтяникам сдерживание внутренних цен на топливо).

В результате многочисленных проб и ошибок в нашей стране выстроен достаточно громоздкий и неповоротливый налоговый механизм для самой важной отрасли экономики.

Российская система налогообложения нефтегазового сектора является, пожалуй, самой сложной и запутанной в мире.

Как реализуется налоговый маневр в настоящее время?

Суть налогового манёвра — переход нефтяных доходов федерального бюджета с экспортной пошлины на сырую нефть и нефтепродукты на поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

С 1 января 2024 года экспортная пошлина снижена до нуля. Повышение НДПИ распространяется на всю, а не только на экспортируемую нефть.

Минфин после начала СВО на Украине в 2022 году повысил налоговую нагрузку на нефтяную отрасль.

Для НДПИ основными преимуществами является то, что он обеспечивает стабильный доход государству, однако составляет большую налоговую нагрузку для предприятий, что препятствует инвестициям (Рис.54).

 Рис.54

Если оперировать только ликвидацией экспортной пошлины на нефть и ростом НДПИ, то совершенно очевидно: эта пара стимулирует рост внутренних цен на нефть и вывоз сырой нефти, так что цены на нефтепродукты вырастут.
Как работать в таких условиях НПЗ? Правительство дополнило налоговый маневр страховочными мерами.

Чтобы компенсировать рост цен на топливо, правительство приняло так называемый отрицательный (возвратный) акциз.

Повышать для НПЗ его будут в период низких цен на нефть, а в периоды высоких цен налоговая нагрузка на НПЗ будет наоборот снижаться.

Несколько слов об НДД.

НДПИ привязан к объему добычи нефти, НДД – к финансовому результату.

Для НДД основным преимуществом является то, что налог учитывает финансовый результат. При убытке при освоении месторождения в текущем году компания не будет уплачивать налог. К недостаткам относится, то, что государство получит доход только в том случае, когда будет достигнута положительная динамика прибыли проекта.

НДД рассматривается как экспериментальный налоговый режим. Предполагалось, что в отношении пилотных проектов эксперимент с НДД будет длиться как минимум 5 лет без изменений, после чего будет принято решение о его дальнейшей судьбе.

Но уже сейчас механизм НДД, по мнению Минфина, неэффективен и предложено скорректировать его параметры. Об этом говорится в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024–2026 годы. Минфин обсуждает корректировку НДД с Минэнерго, но сроков, когда могут быть внесены соответствующие изменения, пока нет.

Минэнерго выступает за расширение применения режима НДД.

Вице-премьер Новак информировал, что к 2023 году на механизм налогообложения НДД переведено более 45% добычи нефти в России. 

В России условия добычи нефти на разных месторождениях значительно отличаются. Соответственно и результаты разных режимов налогообложения могут значительно отличаться.

В журнале «Neftegaz.RU» для примера приведены расчеты технико-экономической эффективности применения налоговых режимов НДПИ, НДД и СРП для месторождения нефти в Тюменской области (Рис. 55)

Необходимо заметить, что налоговый режим СРП применялся только для нескольких месторождений России (Сахалин -1, Сахалин -2, Харьягинское месторождение) и с началом СВО на Украине отменен.

Более подробно эта тема раскрыта в Заметках о мировой глобализации, приложение 3 (Соглашение о разделе продукции в России).

Результаты исследований для этого месторождения показали:

- налоговый режим НДПИ характеризуется низкой доходностью для инвестора, при этом его доход находится на грани рентабельности;

-  налоговый режим НДД значительно повышают доход инвестора, при значительном сокращении дохода государства;

- о соотношении интересов государства и инвестора при налоговом режиме СРП красноречиво иллюстрирует рис. 55.

Рис.55

Для данного месторождения оптимальным режимом налогообложения можно считать налоговый режим НДД, который позволяет согласовать интересы инвестора и государства.

Экспериментальное применение режима НДД позволяет сделать вывод, что НДД уже зарекомендовал себя как работающий и, что важно, понятный механизм налогообложения и для государства, и для налогоплательщиков.

 Благодаря этому режиму удается достичь баланса интересов между бизнесом и государством: компании получают стимул для инвестиций в разработку новых месторождений, а государство в перспективе — новые налоговые поступления за счет увеличения добычи.

В современных условиях расширение НДД не будет первым приоритетом для государства, но это совершенно не говорит о невостребованности данного режима в перспективе.

Вопреки мнению скептиков сказать, что налоговая система нефтяной отрасли России не выполняет своих основных функций, нельзя. Налоги собираются, нефтегазовые доходы в 2023 году пополнили казну по уточненным данным почти на 31% от общей суммы бюджета.

Нефтегазовая отрасль развивается, может не теми темпами, как хотелось бы, но даже в нынешних достаточно сложных условиях Россия сохраняет лидирующие позиции по добыче и экспорту нефти в мире.

Планируется значительное увеличение поступлений нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2024 году (Рис.56).

По мнению аналитиков, такое увеличение поступлений нефтегазовых доходов объясняется изменениями налогового законодательства, а также прогнозируемой динамикой валютного курса.

В целом налоговый манёвр – беспрецедентная в мировой истории попытка отрегулировать налоги нефтяного рынка. В любом случае, ранее не применяемая и не отработанная схема налогового маневра требует серьёзных корректив.

Александр Каленюк
Капитан первого ранга в отставке
Военный аналитик