«Аэровайронмент» исключена из дальнейшего участия в программе FTUAS

МОСКВА, 25 мая. /СТАТУС-АРМС/. Компания «Аэровайронмент» (AeroVironment), являющаяся одним из активных участников ранних этапов реализации программы FTUAS (Future Tactical Uncrewed Aircraft Systems) по созданию перспективного тактического беспилотного летательного аппарата (БЛА) для Сухопутных войск (СВ) США, исключена из тендера на поставку опытного образца на новой стадии развития программы. Об этом сообщил еженедельник «Дифенс Ньюс» (Defense News), ссылаясь на заявление СВ США для прессы от 24 мая.
Сухопутные войска уже длительное время занимаются выбором будущего тактического БЛА, предназначенного для замены парка беспилотников «Шэдоу» (Shadow). В 2022 году, после конкурса продолжительностью около четырех лет, СВ заключили с «АэроВайронмент» контракт стоимостью 8 млн долларов на поставку одной бригаде беспилотной авиационной системы (БАС) «Джамп-20» (Jump 20) в качестве временного средства FTUAS. Компания «АэроВайронмент» в 2021 году приобрела разработчика «Джамп-20», фирму «Актурус» (Arcturus). Нераскрытое количество БАС «Джамп-20» было передано Украине в рамках оказания помощи США в области безопасности.
«АэроВайронмент» отказалась прокомментировать решение СВ США.
В ходе реализации программы FTUAS СВ США рассчитывают получить аппараты вертикального взлета и посадки (ВВП), которые не зависят от взлетно-посадочной полосы (ВПП). Кроме того, выдвинутыми СВ требованиями предусматривается, чтобы беспилотник отличался повышенной маневренностью и управляемостью в полете.
В числе других требований сокращение транспортных и логистических затрат и сниженная акустическая заметность.
Осенью 2021 года СВ объявили тендер на создание окончательной системы, и в начале текущего года выбрали пять конкурирующих компаний, включая «АэроВайронмент», которые будут строить опытные образцы. На настоящий момент со всеми участниками кроме «АэроВайронмент» заключаются контракты на переход к этапу проектирования. В их числе компании «Гриффон Аэроспейс» (Griffon Aerospace), «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman), «Сьерра Невада» (Sierra Nevada Corp.) и «Текстрон Системз» (Textron Systems). Стоимость контрактов с каждой из компаний не раскрывается.
С конца февраля СВ США оценивали эффективность, стоимость, график подачи заявок, риски и подходы к модульной открытой архитектуре систем. Дальнейшая работа будет включать серию обзоров представленных конкурентами конструкций. Затем будут выбраны участники, которые продемонстрируют свои разработки в реальном полете и пройдут стороннюю проверку в отношении открытой модульной архитектуры своих конструкций.
Те фирмы-участники, которые пройдут через эти испытания, должны предоставить БЛА, компоненты систем управления полетом, полезную нагрузку и наземные проверочно-пусковые комплексы, а также различные инструменты и руководства для прохождения квалификационного тестирования и оценки эксплуатационных характеристик.
Планируется, что разработанный по программе FTUAS БЛА будет запущен в серийное производство во втором квартале 2026 финансового года.
Как сообщило 22 мая сетевое издание «INSIDE UNMANNED SYSTEMS», вместе с фирмой «Шилд Эл» (Shield AI) компания «Нортроп Грумман» в рамках программы FTUAS разрабатывает БЛА V-BAT с расширенными возможностями для замены армейского тактического БЛА RQ-7B «Шэдоу» (Shadow).
В соответствии с 7-недельным контрактом на базовый период группа под руководством «Нортроп Грумман» определит открытую модульную архитектуру усовершенствованного БЛА V-BAT, включая интеграцию усовершенствованной аппаратуры наблюдения и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). БЛА V-BAT представляет собой инновационную, универсальную, компактную и легкую платформу, которую боевой расчет из двух солдат может быстро запустить и спасти в сложных условиях и в движении.
БЛА ВПП V-BAT способен вести постоянную воздушную разведку для боевых групп бригад армии США, батальонов спецназа и рейнджеров. Программа FTUAS является ведущей армейской программой модернизации БЛА вертикального взлета и посадки. Новый усовершенствованный аппарат V-BAT прост в эксплуатации, имеет повышенную мощность, упрощенную логистику и может нести ряд сменных полезных нагрузок, в том числе оптоэлектронную/инфракрасную аппаратуру, РЛС с синтезированной апертурой и системы РЭБ.