Армия США продолжает работы по созданию перспективных винтокрылых аппаратов

МОСКВА, 28 декабря. /СТАТУС-АРМС/. В Соединенных Штатах продолжается реализация программы FVL (Future Vertical Lift), предусматривающая создание перспективных винтокрылых летательных аппаратов. Как следует из отчета Исследовательской службы Конгресса США "Army Future Vertical Lift Program", программа предусматривает последовательную замену состоящих на вооружении боевых винтокрылых летательных аппаратов типа "Чинук" (Chinook), "Блэк Хоук" (Black Hawk), "Апач" (Apache) и "Киова Уорриер" (Kiowa Warrior), концепции которых основаны на конструкциях 1960-х и 1970-х годов, вертолетной техникой нового поколения в рамках программы FVL.
Программа FVL (Future Vertical Lift), реализуемая командованием Сухопутных войск (СВ), является научно-исследовательской и опытно-конструкторской работой (НИОКР), направленной на поиск, исследование и совершенствование технологий, предназначенных для создания следующего поколения летательных аппаратов вертикального взлета для вооруженных сил США. По словам армейского командования, цель программы заключается в разработке технологий, которые улучшают "маневренность, дальность полета, скорость, полезную нагрузку, живучесть, надежность и сокращают пространство для логистики" по сравнению с существующими вертолетами.
СВ США считают программу FVL одним из шести главных приоритетов модернизации своей боевой техники. Корпус морской пехоты (КМП) и военно-морские силы (ВМС) также планируют применять технологии, созданные по программе FVL, в своих вертолетах следующего поколения. Хотя усилия по программе FVL направлены на то, чтобы приносить пользу всем видам вооруженных сил, а определенные направления работы объединены, армия является ведущим видом ВС, и большая часть финансирования программы включена в бюджет СВ США на НИОКР. Программа FVL находится на довольно ранней стадии, и ожидается, что летательные аппараты, которые могут появиться в результате работ по этой программе, не будут функционировать до начала 2030-х годов. Однако в апреле 2018 года бывший в то время министром сухопутных войск Марк Эспер поручил группе по руководству программой FVL определить, могут ли перспективные технологии быть внедрены в новые летательные аппараты в течение 10 лет.
Программа FVL официально началась в 2009 году, а стратегический план по ее реализации был выпущен в октябре 2011 года. Темпы работ по программе менялись с течением времени из-за изменения приоритетов бюджета армии. Армия также провела внутреннее обсуждение приоритетов программы. В то время как развитие FVL было сосредоточено на замене вертолета "Блэк Хоук" (Black Hawk) средней грузоподъемности, официальные представители армии недавно отметили больший разрыв в наличии парка ударно- разведывательных вертолетов и рассматривают возможность смещения фокуса на эту платформу с меньшими массогабаритными характеристиками.
По программе FVL в настоящее время рассматривается возможность замены пяти основных категорий летательных аппаратов, различающихся по габаритам. В числе перспективных винтокрылых машин фигурирует средняя транспортная платформа, способная заменить армейский вертолет UH-60 "Блэк Хоук" и многоцелевой вертолет морской пехоты H-1 "Хьюи" (Huey). Эта платформа получила название перспективного ударного вертолета дальнего действия FLRAA (Future Long-Range Assault Aircraft). Кроме того, ведутся работы по перспективной разведывательно-ударной платформе FARA (Future Attack and Reconnaissance Aircraft), примерно соответствующей современному ударному вертолету "Апач" (Apache). Кроме того, могут быть созданы варианты тяжелых винтокрылых машин.
Программа FLRAA. Компании "Белл" (Bell) и "Сикорский" (Sikorsky) с "Боингом" (Boeing) изготовили демонстраторы по проекту FLRAA. Эти две компании применяют разные технологические подходы для реализации проекта. Аппарат V-280 компании "Белл" представляет собой конвертоплан подобный аппарату V-22 "Оспри" (Osprey) с двигателями и несущими винтами, расположенными на концах консолей поворотного крыла. Аппарат SB-1 компаний "Сикорский"/"Боинг" представляет собой вертолет с двумя несущими винтами соосной схемы для создания подъемной силы и хвостовым толкающим винтом для увеличения скорости.
В законе об ассигнованиях на оборону в 2020 ф.г. Конгресс США добавил 75,6 млн дол на этап конкурсной демонстрации и снижения риска CD&RR (competitive demonstration and risk reduction) по проекту FLRAA в программе FVL. Этот этап рассчитан на два года и является основным в переходе от демонстраторов технологий до конкурирующих летательных аппаратов. По итогам этого этапа победителю будет выдан основной контракт во втором квартале 2022 ф.г. С обоими компаниями 18 марта 2020 г. армия подписала соответствующие соглашения на реализацию этапа CD&RR.
Программа FARA. По этой программе первоначально пять компаний разработали и представили необходимые технологии для дальнейших работ. В их числе были AVX/L-3, Bell, Boeing, Karem Aircraft/Raytheon/Northrop Grumman и Sikorsky. Для финального проектирования, строительства и летных испытаний армия выбрала 25 марта 2020 г. компании "Сикорский" и "Белл". Основной контракт победителю конкурса планируется выдать в 2024 ф.г.
Компания "Сикорский" в рамках проекта FARA уже выполняет полеты своего опытного образца S-97 Raider. Компания "Белл" в рамках проекта FARA представила концепцию своего перспективного вертолета 360 Invictus.
Финансирование. Финансирование работ по программе FVL осуществляется по статье расходов на исследования и разработки в бюджете СВ США. В 2021 ф.г. на эти работы было выделено 213,5 млн дол. В бюджетном запросе на 2022 ф.г. фигурировала сумма 448,4 млн дол. Отдельно на платформу FARA на 2022 ф.г. запрашивается 650,2 млн дол.
С момента начала программы FVL она была ориентирована на инвестиции со стороны промышленности, которая могла бы продвинуть свои технологии. Хотя промышленные компании не опубликовали точные цифры, они последовательно работали на армию, увеличивая свои расходы на этап НИОКР и были заинтересованы в уточнении графика разработки и плана, согласно которому можно было бы проинформировать о решениях по корпоративным инвестициям в эту программу.