Аварии с истребителями МиГ-29К заставляют ВМС Индии искать альтернативу

МОСКВА, 15 октября. /СТАТУС-АРМС/. Палубный истребитель ВМС Индии МиГ-29К разбился во время планового полета в районе индийского штата Гоа. Как сообщила 12 октября пресс-служба ВМС на своей странице в «Твиттере», летчик катапультировался.
«У МиГ-29К, совершавшего плановый боевой вылет над морем у побережья Гоа, возникла техническая неисправность при возвращении на базу. Летчик благополучно катапультировался и был обнаружен в ходе оперативной поисково- спасательной операции», — говорится в сообщении. Началось расследование причин авиапроисшествия.
По данным информационно-аналитического центра «Джейнс» (Jane’s) этот инцидент с МиГ-29К стал пятым по счету за последние четыре года.
Первая потеря самолета этого типа в авиации ВМС Индии произошла 3 января 2018 года, когда индийский МиГ-29К потерпел аварию во время взлета на авиабазе Ганза, летчик успешно катапультировался. Двухместный учебно-боевой МиГ-29КУБ разбился 16 ноября 2019 года недалеко от населенного пункта в Гоа, при этом оба летчика катапультировались и благополучно приземлились. В ходе учебного полета с авиабазы Ганза над морем 23 февраля 2020 г. разбился одноместный истребитель МиГ-29К, летчик успешно катапультировался. В Аравийском море 26 ноября 2020 года в ходе полетов с индийского авианосца R 33 «Викрамадитья» (Vikramaditya) потерпел катастрофу двухместный истребитель МиГ-29КУБ. Один из летчиков самолета катапультировался и был спасен, а второй (инструктор коммандер Нишант Сингх) погиб.
Для сравнения, в ВВС Индии, которые оперируют гораздо более многочисленным парком МиГ-29, за последние 10 лет произошло только три авиапроисшествия.
Как полагают эксперты «СТАТУС-АРМС», в последние годы наблюдается рост аварийности палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. Рост аварийности происходит на фоне продолжающихся жалоб индийской стороны на проблемы с качеством и с технической поддержкой как самих самолетов, так и их двигателей. C начала поступления МиГ-29К/КУБ на вооружение авиации ВМС Индии исправность их парка не превышает 50%. Поскольку ВМС Индии являются единственным зарубежным эксплуатантом палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, непонятна странная реакция на требования индийского заказчика со стороны Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которую входит Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ". Российская сторона проявляет бездействие в решении проблем с эксплуатацией российских палубных самолетов в Индии, что привело к закономерным последствиям - поиску альтернативы палубным истребителям МиГ-29К/КУБ российского производства командованием ВМС Индии.
Учитывая ряд обстоятельств, в том числе санкции западных стран в отношении Москвы и частые авиапроисшествия с МиГ-29К/КУБ, военно-морские силы инициировали программу закупки новых многоцелевых палубных истребителей MRCBF (multirole carrier-borne fighters), которые пойдут на замену имеющимся российским самолетам и пополнят авиапарк.
В рамках этой программы ВМС Индии планируется приобрести 57 истребителей общей стоимостью 6 млрд долларов. На первом ее этапе будет закуплено 26 самолетов, поставщиками которых могут стать либо американская компания «Боинг» с истребителем F/A-18 «Супер Хорнет» (Boeing F/A-18 Super Hornet), либо французская «Дассо» с истребителем «Рафаль-М» (Dassault Rafale M).
Как сообщил в августе телеканал «Таймс Нау» (Times Now) со ссылкой на замначальника штаба ВМС вице-адмирала Сатишкумара Намдео Гормаде, авиагруппа нового индийского авианосца «Викрант» будет состоять из истребителей МиГ-29К в течение пяти-семи лет до тех пор, пока Индия не разработает свой собственный двухмоторный истребитель и не определится с закупкой французских или американских палубных истребителей.
В текущем году, американский и французский палубные самолеты уже прошли испытания в Гоа на соответствие требованиям MRCBF. По негласным данным, после проведенных демонстрационных испытаний французский истребитель уступает американскому в конкурсе.
Как сообщалось ранее, Индия заказала в России и получила в период 2004–2016 гг 45 истребителей МиГ-29К/КУБ, в том числе 37 МиГ-29К и 8 МиГ-29КУБ на сумму 2,29 млрд дол. Предполагалось, что они будут базироваться в том числе и на новом авианосце «Викрант». Более того, зная о планах ВМС Индии заложить строительство второго авианосца национальной постройки, Россия рассчитывала и его оснастить своими палубными истребителями. Однако у ВМС Индии оказались другие планы на этот счет и они будут реализованы без участия России.