БЛА MQ-25 «Стингрей» готовят к дополнительным испытаниям на авианосце «Джордж Буш»

МОСКВА, 13 декабря. /СТАТУС-АРМС/. На борту авианосца «Джордж Буш» (USS George HW Bush, CVN 77) идет подготовка к испытаниям в море беспилотного летательного аппарата (БЛА) MQ-25 «Стингрей» (Stingray) компании «Боинг» (Boeing MQ-25 Stingray). Об этом 7 декабря на брифинге для журналистов сообщили ВМС США.
По словам технических специалистов и официальных лиц, в испытаниях будет применяться новая аппаратура управления массой 5 кг, которое крепится к оператору с помощью специальных ремней.
MQ-25 представляет собой первый палубный БЛА-заправщик, способный также выполнять некоторые разведывательные задачи. Решение о его разработке было принято в 2017 году. Этот аппарат должен, как полагает командование ВМС, увеличить радиус действия палубной авиации при выполнении боевых задач. Некоторые аналитики подчеркивают, что довольно ограниченный радиус действия палубной авиации без дозаправки в воздухе требует, чтобы авианосная ударная группа (АУГ) действовала ближе к противнику, повышая свою уязвимость.
«Программа остается стабильной, с авансовым финансированием закупок в 2022 финансовом году и первыми закупками в 2023 ф.г.», - сообщил Марк Канчиан, полковник Корпуса морской пехоты в отставке и старший советник Программы международной безопасности Центра стратегических и международных исследований CSIS (Center for Strategic and International Studies) в ноябрьском отчете центра о перспективах КМП США на 2022 ф.г.
Программа «Стингрей» в последнее время приобрела дополнительное значение, поскольку более пристальное внимание уделяется созданию авианосцев и их техническому обслуживанию, особенно учитывая опасения по поводу предполагаемых ограничений дальности полета палубных авиакрыльев.
«Недавние оценки структуры ВМС США подразумевают сокращение количества авианосцев», - отметил Канчиан.
«Стратеги давно критикуют авианосцы из-за их высокой стоимости и кажущейся уязвимости, - подчеркнул он. - Многие стратеги рассматривают крупные авианосцы как «унаследованные» системы, которые администрация Байдена обещала сократить. Недавнее исследование комитета Палаты представителей по вооруженным силам предварительно предложило перенести финансирование одного из авианосцев и вместо этого использовать группировку БЛА. Однако из-за договорных обязательств и политических ограничений флот может быть привязан к нынешним авианосным силам на многие годы независимо от стратегических соображений», - сказал Канчиан.
«Дебаты важны, потому что численность группировки авианосцев определяет структуру и бюджеты ВМС, - добавил он. – Авианосцы и корабли сопровождения из состава АУГ занимают большую часть бюджета судостроения, а на обеспечение авианосцев палубными самолетами приходится большая часть бюджета авиации».
Требование Конгресса по минимальной численности оперативных авианосных сил составляет 11 кораблей, в то время как в требованиях ВМС США от 2016 года по численности корабельного состава указывается 12 атомных авианосцев.
Столкнувшись с институциональной, политической и промышленной необходимостью продолжить строительство тяжелых атомных авианосцев, ВМС периодически предлагали списать старые авианосцы раньше продления среднего срока их эксплуатации, и может предложить аналогичный вариант в будущем. Однако Конгресс отклонил оба предыдущих предложения по сокращению срока службы авианосцев Джорж Вашингтон» (USS George Washington, CVN 73) и «Гарри Трумен» (USS Harry Truman, CVN 75), и командование ВМС быстро согласилось».
В различных бюджетах Пентагона появлялись планы по отказу от замены ядерного топлива главной энергетической установки авианосцев и досрочному выводу из эксплуатации некоторых кораблей, но Конгресс отказался от таких мер. Была предложена еще одна идея - перейти на авианосцы меньшего водоизмещения.
«ВМС США никогда не поддерживали концепцию легких авианосцев, утверждая, что тяжелые авианосцы являются наиболее приемлемыми по критерию «стоимость – эффективность» для развертывая палубной авиации в море, - отметил Канчиан. – И если администрация Байдена не будет настойчиво продвигать эту концепцию, легкие авианосцы снова отойдут на второй план».
Хотя основное внимание уделяется разработке БЛА «Стингрей» в качестве заправщика или разведывательной платформы, члены Конгресса настаивают на более быстрой трансформации этой программы в создание ударного БЛА.