БЛА MQ-9B будет модернизирован для применения с авианосцев

МОСКВА, 14 мая. /СТАТУС-АРМС/. Компания «Дженерал Атомикс Аэронотикал Системз» (General Atomics Aeronautical Systems, Inc, GA-ASI) заявила 10 мая, что разрабатывает комплект для обеспечения возможности короткого взлета и посадки (КВП) своих беспилотных летательных аппаратов (БЛА) MQ-9B «Скай Гардиан» (SkyGuardian) и «Си Гардиан» (SeaGuardian).
По словам компании, в варианте КВП на MQ-9B будет применяться комплект крыла и хвостового оперения, который можно установить на авианосце в ангаре или на полетной палубе менее чем за день. Комплект можно снять, чтобы вернуть БЛА к обычным операциям.
На продолжительность полета БЛА будет влиять возможность обеспечения КВП. Компания-разработчик ожидает «примерно 50-процентное снижение» продолжительности полета между MQ-9B КВП по сравнению с MQ-9B при одинаковой полезной нагрузке. В то же время возможности запуска, возвращения и базирования БЛА радикально расширены, что меняет значение для многих задач, сообщил представитель GA-ASI.
По словам GA-ASI, комплект находится в разработке после испытаний КВП на модифицированном БЛА повышенной дальности Grey Eagle (Gray Eagle Extended Range) в 2021 году. Прототип «Мохаве КВП» (Mojave STOL) во время испытаний смог взлетать и садиться на полосе длиной менее чем 90 м.
Беспилотник имеет складывающееся крыло, что позволяет парковать его в ангаре, а также может запускаться без катапульты для операций с авианосца или большого десантного корабля.
По данным компании, MQ-9B КВП должен быть в состоянии работать «практически на любом авианосце или универсальном десантном корабле (УДК) с плоской палубой, способном запускать пилотируемые самолеты». Его можно также запускать с кораблей с трамплином, таких как те, что находятся в эксплуатации ВМС Великобритании, и с кораблей без взлетного трамплина.
Для автоматического взлета и посадки после проверки и сертификации БЛА может использовать общевойсковую высокоточную систему автоматического захода на посадку и приземления JPALS (Joint Precision Approach and Landing System), установленную на УДК.
Компания-разработчик может продавать комплект КВП «как новым клиентам MQ-9B, так и существующим операторам». ВВС Великобритании, Министерство обороны Бельгии и Береговая охрана Японии заказали MQ-9B, и по данным разработчика «интерес со стороны мирового оборонного сообщества возрастает».
Пока союзники обращают свое внимание к MQ-9B, Корпус морской пехоты США планирует расширить свой парк аппаратов MQ-9A «Рипер» (Reaper). Генерал морской пехоты США Дэвид Бергер заявил 10 мая, что планируется увеличение парка с трех эскадрилий до шести.
Морская пехота США заказала 16 MQ-9A с начальной оперативной готовностью в районе Индо-Тихоокеанского командования INDOPACOM (Indo-Pacific Command) к 2025 году.
БЛА MQ-9B с возможностью КВП вполне вероятно предназначается для ВМС и морской пехоты США, поскольку этот аппарат обладает возможностями платформы для постоянных и дальних операций разведки, наблюдения, разведки и сбора разведывательной информации (НРСИ) над акваторией океана. Морским пехотинцам нужно больше средств НРСИ и Корпус морской пехоты расширит свой парк из пяти средневысотных БЛА большой дальности. Эти аппараты имеют взлетную массу более 600 кг и высоту полета 5500 метров над уровнем моря.