CASC ищет стартовых заказчиков на свой новый беспилотник CH-5

10 ноября. (СТАТУС-АРМС). Китайская корпорация аэрокосмической науки и технологий CASC (China Aerospace Science and Technology Corporation) на авиасалоне "Эйршоу Чайна-2016" впервые представила широкой публике опытный образец ударного беспилотного летательного аппарата (БЛА) "Цай Хун-5" (Cai Hong 5, CH-5), хотя первый полет он выполнил еще в августе 2015 г.
Согласно последним ТТХ, предоставленным компанией CASC еженедельнику "Джейнс дифенс уикли" 6 ноября, CH-5 представляет собой средневысотный БЛА большой продолжительности полета типа MALE (medium-altitude long-endurance). Он отличается полностью композитным планером малой массы и длиной 11 м и имеет размах крыла 21 м. Максимальная взлетная масса БЛА составляет 3300 кг, масса полезной нагрузки (ПН) - 1200 кг. До 200 кг ПН может размещаться во внутреннем отсеке, а остальная часть - на подкрыльевых пилонах.
Согласно CASC, радиус действия CH-5 составляет 250 км с применением каналов связи на линии прямой видимости. Эта характеристика может быть увеличена до 2000 км с использованием спутниковой связи (SATCOM). БЛА способен выполнять автономный полет по заранее запрограммированным точкам навигации, при этом рулежка, взлет и посадка также осуществляются полностью в автоматизированном режиме.
CH-5 может оснащаться двигателем на твердом топливе тягой 330 л.с., который обеспечивает продолжительность полета до 60 часов, или бензиновым двигателем тягой 300 л.с., который обеспечивает продолжительность полета до 39 ч.
Опция с двигателем на тяжелом топливе обеспечивает скорость барражирования 180-220 км/ч, максимальную скорость свыше 300 км/ч, рабочий потолок 7000 м.
Кроме того, двигатель на тяжелом топливе обеспечивает более высокую надежность по сравнению с турбовинтовой силовой установкой, соответственно выше будет уровень доступности аппаратов в строю.
Полностью композитный CH-5 имеет большое сходство с БЛА MQ-9 "Предейтор-B"/"Рипер" (Predator B/Reaper (Predator B) американской компании GA-ASI (General Atomics Aeronautical Systems Inc), представляющим собой моноплан с низким расположением крыла и фюзеляжем большого удлинения, в хвостовой части которого выделяется V-образное хвостовое оперение, но при этом не имеет подфюзеляжного киля. CH-5 также имеет сопоставимый с MQ-9 размах крыла, что делает сходство двух аппаратов еще более заметным.
"Мы полагаем, что для СН-5 не потребуется высота более 9000 м, поскольку он оптимизирован для выполнения тактической разведки и нанесения ударов по наземным целям на низких и средних высотах, - отметил представитель компании. - Выполняемые им задачи требует высоты полета в 5000-7000 м для наилучшего качества передаваемых данных видеонаблюдения, а также повышения точности нанесения удара".
Как правило, CH-5 оснащается носовой подфюзеляжной турелью с оптоэлектронным/инфракрасным датчиками, дневной камерой высокого разрешения, тепловизором, а также лазерным дальномером/целеуказателем. Устанавливаемая во внутреннем отсеке ПН может включать ряд устройств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), в частности, радиочастотный прибор подавления связи, или оборудование наблюдения, в том числе РЛС с синтезированной апертурой для повышения эффективности сбора информации о наземных целях.
Кроме того, под каждой консолью крыла размещается по три подкрыльных пилона для размещения держателей авиационных средств поражения (АСП). Внешний и центральный пилоны предназначены для подвески по два АСП и рассчитаны на нагрузку в 100 кг и 150 кг, соответственно, тогда как внутренний подкрыльный пилон предназначен для размещения четырех АСП и рассчитан на нагрузку в 250 кг.
На каждом внутреннем пилоне CH-5, представленном на авиасалоне, была подвешена счетверенная пусковая установка ПТУР малой дальности AR-1 массой 45 кг с полуактивным лазерным наведением, тогда как на двух остальных пилонах размещалось по две ПТУР с полуактивным лазерным наведением массой по 20 кг. В общей сложности под каждой консолью размещалось по 8 АСП.
AR-2 - не известная до настоящего времени ракета, которая, вероятно, на "Эйршоу Чайна-2014" впервые была продемонстрирована широкой публике. Как удалось выяснить "Джейнс" у представителей CASC, это более легкий, менее эффективный по функциональным возможностям, но в то же время малобюджетный вариант AR-1, в связи с чем он может более легко расходоваться, экономя тяжелые ПТУР для поражения приоритетных целей. Также на экспозиции CH-5 демонстрировалась высокоточная авиабомба "Фэй Тэн-9" (Fei Teng-9, FT-9) массой 50 кг.
"Предусматривается, что CH-5 будет выполнять задачи на том же ТВД, что и наши более легкие тактические БЛА MALE, CH-3 и CH-4, в составе группировки, способной выполнять приоритетные и второстепенные задачи с применением разнообразных датчиков и вооружения, имеющихся на борту этих аппаратов", - заявил главный инженер компании.
Тактический беспилотник CH-3 представляет собой среднеплан со стреловидным крылом, установленным в хвостовой части и оснащенным на законцовках рулями управления, с хвостовым оперением, передним горизонтальным оперением (ПГО), фюзеляжной гондолой с двигателем с толкающим винтом.
Хотя длина БЛА в 2,35 м допускает его оснащение двумя ПТУР AR-1 для ударных миссий, основная задача этого беспилотника в рамках общевойсковых операций состоит в наблюдении, обнаружении и сопровождении целей на низких высотах в интересах более крупноразмерных платформ CH-4 и CH-5 , осуществляя последующий уход и относительно скрытное и безопасное баражирование на большой высоте.
Между тем СН-4 имеет конструкцию, аналогичную CH-5, но меньшей длины. Его общая длина составляет 8,5 м, и размах крыла 18 м, максимальная взлетная масса 1350 кг и грузоподъемность 330 кг.
В ноябре 2014 г представитель CASC сказал еженедельнику "Джейнс", что этот аппарат оснащен неназываемым, но "отработанным и надежным" турбовинтовым двигателем, который приводит в действие трехлопастный толкающий винт, позволяя БЛА достигать крейсерскую скорость до 180 км/ч и продолжительность полета до 40 ч.
Он добавил, что разработка CH-5 завершена после серии летных испытаний, прошедших в 2016 г, и в настоящее время CASC активно занимается поиском стартовых заказчиков на этот БЛА. Также компания исследует возможность создания специализированного варианта CH-5, предназначенного для выполнения задач наблюдения и ударных операций на море, хотя на данном этапе эта идея пока находится на самой ранней стадии.
Аналогично остальным беспилотникам семейства "Цай Хун", СН-5 будет продвигаться на международной рынок компанией ALMIT (Aerospace Long March International Trade) - маркетинговым подразделением CASC, отмечает "Джейнс". Несомненно, что особенности новейшего аппарата привлекут внимание Народно-освободительной армии Китая (НОАК), хотя компания, похоже, стремится нарастить присутствие на международном рынке на фоне ряда последних достижений в этом направлении, считают эксперты издания.
В частности, в октябре 2015 г выяснилось, что неопределенное количество CH-4 было поставлено иракской армии совестно с наземными системами управления и вооружением. Также на выставке "Адекс-2015" представитель CASC сообщил, что компания получила 10 зарубежных заказчиков на БЛА семейства "Цай Хун".
Новейшая разработка CASC также свидетельствует о нарастании компетенций Китая в области беспилотных авиационных аппаратов. Оценивая возможности КНР в сфере беспилотных технологий, министерство обороны США в своем ежегодном докладе конгрессу в 2015 г сообщило, что в период до 2023 г Китай может выпустить до 41800 беспилотных платформ на общую сумму 10,5 млрд дол для наземных и морских операций.