Чехия намерена производить учебно-боевой самолет F/A-259 совместно с Украиной

03.05.2023 // 23:01ТегиНовости
Концепция УБС F/A-259 / Фото компании «Аэро Водоходы»

МОСКВА, 3 мая. /СТАТУС-АРМС/. Во время своего визита в Киев 28 апреля 2023 года президент Чехии Петр Павел объявил в частности о том, что его государство хочет развивать военно-техническое сотрудничество с Украиной сразу по 6 направлениям. В рамках этого сотрудничества возможен частичный или полный перенос производства на территорию Украины, а также соответствующий уровень локализации технологий. Одним из таких проектов является производство учебно-боевых самолетов (УБС) по перспективному проекту F/A-259 (в чешских СМИ этот проект также обозначается как L-259).

Петр Павел впервые публично анонсировал свое предложение во время совместного брифинга с президентом Украины Владимиром Зеленским, в связи с чем проект по УБС F/A-259 пока можно отнести к предложениям дальней перспективы. В то же время сам план совместного чешско-украинского производства УБС дает основания полагать, что потенциал украинского авиастроения может быть востребован в интересах Чешской Республики. Для украинского авиапрома предложение Чехии можно рассматривать как определенную трансформацию взглядов Западной Европы, поскольку на протяжении многих лет Украина безуспешно пыталась предлагать западноевропейским странам свои проекты в области авиационной техники, например, проект военно-транспортного самолета Ан-70 и турбовинтовентиляторного двигателя (ТВВД) Д-27 для европейского самолета А-400.

С одной стороны, проект чешского УБС F/A-259 можно было бы назвать "существующим только на бумаге." Впервые этот проект компания «Аэро Водоходы» (Aero Vodochody) представила в июле 2018 года на аэрокосмическом салоне в Фарнборо (Великобритания). Хотя после этой презентации прошло 5 лет, до сих пор неизвестно хотя бы о построении опытного образца этого самолета.

Базовые заявленные особенности F/A-259 – "стеклянная кабина" летчика с двумя многофункциональными дисплеями; "открытая архитектура" бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), обеспечивающая любые обновления по желанию заказчика. Имеется также опция установки бортовой радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС с АФАР) и нашлемного дисплея для летчика, что теоретически позволяет выполнять самостоятельный поиск воздушных целей.

Необходимо иметь в виду, что бортовую электронику УБС F/A-259 должна производить израильская компания «Исраэль Аэроспейс Индастриз» (Israel Aerospace Industries), и это может быть существенным нюансом, учитывая сдержанную позицию Израиля относительно проводимой Россией на Украине специальной военной операции.

Разработчики F/A-259 предлагают потенциальным заказчикам самолета еще такую интересную комбинацию – с одной стороны, такой самолет сможет подниматься в воздух даже с полевых аэродромов, а с другой стороны по требованию заказчика может быть установлена выдвижная штанга дозаправки топливом в полете.

УБС F/A-259 будет создаваться на основе самолета L-159, который  имеет следующие характеристики: длина фюзеляжа 12,7 м, размах крыла 8,7 м, полная взлетная масса до 8 т, максимальная боевая нагрузка до 2,3 т, максимальная скорость 936 км/ч, а боевой радиус действия 790 км.

В сущности, Чехия предлагает скорее легкий штурмовик с возможностью перехвата воздушных целей, поскольку на УБС F/A-259 нет кабины для второго летчика. Но если такой проект заинтересует ВСУ, то вопрос с необходимыми конструктивными переработками чешские разработчики смогут решить достаточно оперативно.

По мнению авиационных экспертов, Украине на данном этапе такой проект отвергать не стоит, поскольку в обозримой перспективе Воздушным силам ВСУ все равно понадобится замена имеющимся сейчас в эксплуатации устаревшим учебно-тренировочным самолетам L-39 "Альбатрос".