DARPA планирует создать тяжелый транспортный гидросамолет-экраноплан
МОСКВА, 6 февраля. /СТАТУС-АРМС/. Управление перспективных исследований Министерства обороны США DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) выдало двум компаниям контракт на разработку и, возможно, постройку экспериментального гидросамолета, способного перевозить большие объемы грузов по воде. Об этом сообщил еженедельник «Дифенс Ньюс» (Defense News) со ссылкой на пресс-релиз DARPA, опубликованный 1 февраля.
В качестве двух конкурирующих разработчиков были выбраны «Дженерал Атомикс Аэронотикл Системз» (General Atomics Aeronautical Systems Inc., GA-ASI) и «Аврора Флайт Сайенсиз» (Aurora Flight Sciences), дочерняя компания «Блинг» (Boeing), которые должны разработать собственные проекты в рамках программы DARPA по гидросамолетам. Управление назвало эту программу «Военно-транспортный гидросамолет-экраноплан „Либерти Лифтер“ (Liberty Lifter Seaplane Wing-in-Ground Effect).
Согласно планам, это должен быть недорогой летательный аппарат большого радиуса действия с габаритами и грузоподъемностью, сопоставимыми с военно-транспортным самолетом C-17 «Глоубмастер» (Globemaster), который способен перевозить грузы массой более 77000 кг, включая 69-тонный основной боевой танк (ОБТ) M1 «Абрамс» (Abrams), бронетехнику, грузовики или трейлеры. C-17 также может транспортировать по воздуху и сбрасывать 102 десантников со снаряжением, перевозить 34 эвакуированных на носилках или 54 амбулаторных пациента и их сопровождающих.
DARPA также поставило задачу обеспечить «Либерти Лифтер» рядом усовершенствованных возможностей на море. В частности, гидросамолет должен быть более надежным, чем некоторая военно-морская техника. Небольшие суда, например, обычно ограничены волнением моря в три балла, когда волны достигают высоты около 120 см. Однако от «Либерти Лифетр» требуется совершать на водной акватории взлет и посадку при волнении моря в четыре балла или при высоте волны в 240 см.
Также предполагается, что такой самолет сможет выполнять полеты и при волнении моря в пять баллов, когда высота волн достигает 390 см. Такие условия являются критическими для решения военно-морскими силами задач по пополнению запасов с вспомогательного корабля на военный, когда состояние моря начинает угрожать безопасности.
Согласно DARPA, «Либерти Лифтер» также должен быть обеспечен возможностью длительного полета вблизи воды.
DARPA «с нетерпением ожидает сотрудничества с обеими компаниями по мере того, как они будут совершенствовать концепции своих проектов, начиная с точки старта на „Этапе-1“ (Phase 1), — говорится в заявлении Кристофера Кента, руководителя программы „Либерти Лифтер“ в DARPA. — Две группы специалистов использовали совершенно разные подходы к разработке, что предоставляет нам относительно большой маневр для исследований на „Этапе-1“.
Проявление DARPA интереса к грузовому гидросамолету является очередным примером того, как военные стремятся адаптировать возможности, традиционно связанные с воздушным пространством, к морской среде. У Пентагона все большую обеспокоенность вызывает возможный военный конфликт с Китаем, а боевые действия в Индо-Тихоокеанском регионе потребовали бы повышения возможностей техники, способной выполнять задачи на море.
В частности, в 2021 году Исследовательская лаборатория ВВС США AFRL (Air Force Research Laboratory) провела испытания противокорабельных управляемых боеприпасов со спутниковым наведением JDAM (Joint Direct Attack Munition), специально модифицированных для поражения целей на воде.
Кроме того, в том же году Командование сил специальных операции США USSOCOM (US Special Operations Command) заявило о создании опытного образца амфибийной версии военно-транспортного самолета MC-130J «Коммандо-2» (Commando II), оснащенной съемными понтонами.
Согласно опубликованным DARPA концепциям конструкций двух компаний, конкурирующим за создание «Либерти Лифтер», они использовали заметно отличающиеся подходы.
Так, «Аврора Флайт Сайенсиз», сотрудничающая с компанией корабельного машиностроения «Гиббс энд Кркс» (Gibbs & Cox) и с компанией по проектированию морских судов «РеконКрафт» (ReconCraft), разработала более традиционный самолет типа «летающая лодка». Конструкция этого участника программы отличается единым корпусом с высокорасположенным крылом, широкими горизонтальными стабилизаторами в хвостовой части и восемью турбовинтовыми двигателями. Консоли крыла наклонены вниз, но, по данным «Авроры», они не будут касаться воды. Самолет сможет перевозить две плавающие боевые бронированные машины (ББМ) Корпуса морской пехоты (КМП) США или шесть контейнеров длиной по 6 метров.
В свою очередь GA-ASI совместно c компанией военно-морского проектирования и разработки «Мэритайм Апплайд Физикс» (Maritime Applied Physics) предложила двухкорпусную конструкцию со среднерасположенным крылом, которая, по словам DARPA, предназначена для обеспечения устойчивости на воде. Самолет должен быть оснащен 12-ю турбовальными двигателями с винтами. На представленном DARPA изображении концепции также можно увидеть стабилизаторы на спаренной носовой части. В отличие от C-17, у которого погрузка и разгрузка осуществляются через аппарель в хвостовой части, на представленном рисунке концепции GA-ASI видно, что носовая часть гидросамолета поднимается вверх, и из нее на берег по рампе спускаются ББМ.
DARPA выдало компании GA-ASI контракт фиксированной стоимостью 8 млн долларов по программе «Либерти Лифтер» в ноябре 2022 года, который, по данным «Дженерал Атомикс», может увеличиться до 29 млн долларов. Контракт с компанией «Аврора» был заключен 27 января. Его стоимость составила 5,7 млн долларов, которая может вырасти до более чем 25 млн долларов, если будут реализованы все опционы.
Выполнение контрактов на «Этапе-1» будет продолжаться 18 месяцев, включая шесть месяцев работ по концептуальному проектированию и девять месяцев доработки проектов, которые закончатся предварительным рассмотрением проектов. Затем последуют еще три месяца планирования производства, а также анализ планирования испытаний и демонстраций.
На «Этапе-1» DARPA будет сотрудничать с двумя выбранными компаниями и рядом организаций Министерства обороны по доработке двух проектов, в частности, по их адаптации к требованиям военных.
«Этап-2» (Phase 2) в реализации программы «Либерти Лифтер» DARPA планирует начать в середине 2024 года, поскольку до этого момента будут продолжаться дополнительные работы по совершенствованию конструкций гидросамолетов, а также производство и демонстрация полномасштабного экспериментального образца серии Х. На «Этапе-2» DARPA рассчитывает объединить свои усилия по крайней мере с одним из видов вооруженных сил, а также с международными партнерами в рамках работы над трансформацией выбранной концепции в боевое средство.
В январе DARPA заявило о выборе компании «Аврора» в качестве разработчика еще одного экспериментального самолета, управление которым будет осуществляться с помощью воздушных импульсов, а не традиционных элеронов или других поверхностей управления. Программа, в рамках которой будет разрабатываться такой самолет получила название «Крейн» (CRANE, Control of Revolutionary Aircraft with Novel Effectors).