«Дассо» прогнозирует 10-летнюю задержку в создании перспективного истребителя

МОСКВА, 8 июня. /СТАТУС-АРМС/. Развертывание на вооружении пилотируемого компонента европейской программы FCAS/SCAF (Future Combat Air System / Système de Combat Aérien Futur) может задержаться минимум на десятилетие из-за разногласий между ее участниками. Такой прогноз, как сообщает информационно-аналитический центр «Джейнс» (Jane’s), дает французская компания «Дассо Авиасьон» (Dassault Aviation), являющаяся одной из трех ведущих компаний-партнеров по реализации программы, направленной на создание европейского авиационного комплекса следующего поколения.
Согласно текущему графику, первый полет демонстрационного образца истребителя шестого поколения NGF (New Generation Fighter), создаваемого в рамках FCAS, должен состояться в 2027 году. Утвердить окончательную версию проекта самолета планируется в 2030-м, а принять его на вооружение — в 2040 году. Однако, как заявил французским СМИ генеральный директор «Дассо» Эрик Трапье, уже сейчас можно говорить о том, что запланированная дата ввода истребителя в строй несостоятельна. По его словам, наиболее реалистичный срок — это 2050 год.
Немецкий партнер «Дассо», компания «Эрбас Дифенс энд Спейс» (Airbus Defence & Space), сообщила, что никак не может прокомментировать слова Трапье, а испанская сторона в лице фирмы «Индра» (Indra) не ответила на запрос «Джейнс».
В своем заявлении 4 марта Трапье отметил, что разработка ключевого компонента программы FCAS — истребителя NGF — была полностью приостановлена, поскольку «Дассо», «Эрбас» и «Индра» не смогли прийти к соглашению относительно распределения между партнерами прав интеллектуальной собственности и дальнейшего использования технологий, привносимых каждым из них на стадии Phase 1B, связанной со строительством демонстратора NGF. По словам гендиректора «Дассо», французские специалисты отозваны от работ по проекту до тех пор, пока не будет найдено оптимальное решение этой проблемы.
По данным онлайн-издания «Флайт Глобал» (FlightGlobal), пока нет никаких признаков того, что ситуация, сложившаяся между тремя компаниями, разрешится в ближайшее время, хотя «Эрбас» и «Дассо» должны были еще в 2021 году подписать все необходимые соглашения, регламентирующие создание демонстратора истребителя NGF.
Первоначально программа FCAS являлась франко-германским проектом. Вхождение в партнерство Испании еще больше усугубило трения среди участников проекта, особенно по части истребителя NGF, в работе над которым «Эрбас» в настоящее время представляет интересы и Берлина, и Мадрида.
Главное возражение со стороны «Дассо», пишет оглайн-издание, состоит в том, что компания не хочет делить с остальными партнерами права интеллектуальной собственности на программное обеспечение, отвечающее за управление полетом. По замечанию Трапье, данная операционная система не является чем-то вновь создаваемым — она уже применяется на бизнес-лайнерах «Фалкон» (Falcon), производимых «Дассо». Однако «Дассо» не
Как отметило онлайн-издание, поскольку Германия и Испания скорее всего будут настаивать на установлении одинаковых прав на технологию системы управления полетом NGF (или, по крайней мере, на возможности иметь к ней доступ при создании всех своих будущих авиационных разработок), велика вероятность, что данная проблема будет разрешаться довольно тяжело.
Кроме того, считает «Флайт Глобал», трения могут усугубляться еще и тем, что истребители «Рафаль» (Rafale) производства «Дассо» и «Тайфун» (Typhoon) консорциума «Еврофайтер» (Eurofighter), систему управления которыми создала «Эрбас», все еще остаются конкурентами на мировом рынке. И ни одна из сторон не намерена сдавать своих позиций.
Тупиковую ситуацию с NGF Трапье сравнил с работой по многонациональному проекту беспилотного летательного аппарата (БЛА) «Евродрон» (EuroDrone), работу над которым возглавляет «Эрбас», а «Дассо» ей подчиняется, отвечая за систему управления полетом беспилотника.
Как отметил Трапье, «Дассо» все еще готова подписать необходимые бумаги по стадии Phase 1B, но лишь в рамках всех утвержденных ранее условий, а не тех, «что меняются каждые три месяца» с целью угодить всем участвующим в проекте партнерам.
Со своей стороны «Эрбас» отстаивает свою точку зрения, отмечая, что по всем шести компонентам программы FCAS между компаниями было достигнуто соглашение, «по которому даже под явным руководством одного из партнеров компетенции и возможности каждого подлежат уважению и задействуются в равной мере».