Два истребителя Т-50 переброшены в Сирию в рамках проведения опытно-боевой эксплуатации

МОСКВА, 27 февраля. /СТАТУС-АРМС/. Два опытных экземпляра российского самолета пятого поколения Т-50 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА) были переброшены на авиабазу Хмеймим в Сирии в рамках проведения опытно-боевой эксплуатации 21 февраля 2018 года. Об этом сообщается в очередном номере журнала «Военно-техническое сотрудничество» агентства ТАСС.
На видеозаписи, опубликованной сирийским интернет-пользователем Wael Al-Hussaini в социальной сети "Твиттер", запечатлены кадры посадки двух самолетов Т-50 на авиабазу Хмеймим в сопровождении многоцелевого истребителя Су-30СМ. Вместе с ними, по данным блога ЦАСТ, в Сирию прибыли четыре многоцелевых истребителя Су-35С и самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У. По всей видимости, самолеты этих типов прибыли в Латакию в рамках ротации.
Как отмечает издание, заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в начале февраля во время визита на Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Гагарина (КнААЗ) сообщил, что государственные испытания первого этапа для самолета Т-50 завершены. "Мы берем Су-57 (войсковой индекс для самолетов по программе ПАК ФА - прим. ред.) уже для опытно-боевой эксплуатации, а госиспытания первого этапа закончились", - сказал Борисов. "В этом году мы законтрактуем первую партию боевых самолетов Су-57 для Вооруженных сил, мы будем контрактовать сначала первую эскадрилью - 12 самолетов", - заявил он.
По всей видимости, самолеты Т-50 с двигателями "первого этапа" (изделие 117) были отправлены в Сирию как раз для проведения опытно-боевой эксплуатации. Сирийский конфликт позволит испытать в боевых условиях возможности новейших российских истребителей по нанесению ударов по наземным целям с применением как высокоточных, так и неуправляемых авиационных средств поражения (АСП) класса "воздух - поверхность". Летчики-испытатели смогут отработать сброс АСП не только с внешних точек подвески, которых на Т-50 насчитывается шесть (четыре точки под консолями крыла и две - под гондолами воздухозаборников), но и из внутрифюзеляжных отсеков вооружения.
С определенной долей вероятности можно предположить, что в ходе испытаний в Сирии будут испытаны новейшие средства поражения, об испытаниях которых на Т-50 ранее заявил ТАСС гендиректор Корпорации "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ) Борис Обносов. Корпорация активно разрабатывает вооружение для новейшего российского истребителя пятого поколения. "Работа идет напряженно. Весь комплекс высокоточного оружия (ВТО) для данного самолета, причем как внутрифюзеляжный, так и на внешней подвеске, разрабатывается предприятиями корпорации. Мы перешли к практическим полетам, думаю, что в недалеком будущем увидим и результат. Протоколы информационного взаимодействия почти со всеми типами оружия согласованы. Не за горами и основные работы - пуски. Это касается и изделий "Радуги", и изделий "Вымпела", и изделий головной площадки в Королеве", - сообщил Обносов, отвечая на вопрос о ходе реализации программы создания АСП для истребителя пятого поколения.
Согласно информации открытых источников, самолеты Т-50 могут применять широкую номенклатуру как управляемых, так и неуправляемых АСП, в том числе корректируемые авиационные бомбы калибра 250, 500 и 1500 кг (последние - с внешних точек подвески), управляемые ракеты класса "воздух - поверхность" различных семейств (Х-31, Х-35, Х-38, Х-58, Х-59), а также неуправляемые фугасные (ФАБ) и осколочно-фугасные авиационные бомбы (ОФАБ) различных калибров. Кроме того, специально по программе ПАК ФА разрабатываются новые АСП внутрифюзеляжного размещения.
Опираясь на опыт применения в Сирии многоцелевых истребителей Су-35С, оснащенных новейшей информационно-управляющей системой (ИУС), во многом аналогичной применяемой на Т-50, можно с высокой долей вероятности предположить, что наличие продвинутого комплекса бортового оборудования (КБО) позволит применять неуправляемые АСП даже с большей точностью, чем с самолетов, оборудованных специальной вычислительной подсистемой СВП-24 компании "Гефест". В 2017 году коллектив ПАО "Компания "Сухой", разработавший данную ИУС, получил премию правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2017 год.
Кроме того, наличие в воздушном пространстве Сирии большого количества самолетов иностранного производства различных классов и типов позволит оценить работу радиолокационных средств самолетов Т-50, в том числе РЛС с АФАР и ОЛС. На некоторых самолетах из опытной партии установлен полный комплект активных фазированных антенных решеток. Это антенная система переднего обзора Н036-1-01, системы бокового обзора с АФАР Х-диапазона Н036Б-1-01Л и Н036Б-1-01Б и крыльевая АФАР L-диапазона Н036L-1-01, входящие в состав радиолокационного комплекса Ш-121 разработки НИИП им. Тихомирова, представленного на международном салоне МАКС-2015. Также самолеты Т-50 оснащаются ОЛС ОЛС-50М. Очевидно, что полученный опыт позитивно скажется на дальнейшем ходе развития программы ПАК ФА.
В то же время нельзя не отметить, что применение еще не принятого на вооружение ВКС РФ самолета в реальных боевых условиях сопряжено с повышенными рисками. Не исключено, что иностранные военные смогут собрать всю необходимую информацию о Т-50, отслеживая его полеты в воздушном пространстве Сирии. Впервые в сирийском небе могут произойти контакты между российскими истребителями пятого поколения Т-50 и F-22 "Рэптор" ВВС США, а также F-35 "Лайтнинг II" ВВС Израиля. Ранее Минобороны РФ неоднократно сообщало о контактах самолетов Су-25СМ, Су-35С и F-22 в районе Евфрата. Вполне возможно, что переброска дополнительного самолета ДРЛО А-50У в Сирию связана именно с необходимостью раннего обнаружения истребителей четвертого и пятого поколений авиации международной коалиции для полноценных испытаний Т-50. В то же время, опираясь на опыт ВВС США, применявших истребители пятого поколения F-22 в конфликтах на Ближнем Востоке и в ходе сопровождения российских самолетов у берегов Аляски, можно предположить, что истребители Т-50 будут оснащены т.н. "линзами Люнеберга", искажающими изображение самолета в радиолокационном диапазоне. Это не позволяет самолетам и радиолокационным системам других стран правильно определить сигнатуру летательного аппарата в радиолокационном диапазоне и его реальную эффективную пповерхность рассеяния (ЭПР). Также угрозу несет возможный обстрел с земли с применением зенитной артиллерии и переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). По всей видимости, для прикрытия самолетов Т-50 на взлете и посадке будут применяться многоцелевые истребители Су-30СМ и Су-35С, оснащенные бортовыми системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
С другой стороны, применение опытных истребителей в реальном конфликте может положительно сказаться в будущем не только на развитии программы ПАК ФА, но и на экспортном потенциале российского истребителя. Особенно важно в этой связи упомянуть совместную российско-индийскую программу создания истребителя пятого поколения FGFA (FifthGenerationFighterAircraft), работы по которой до настоящего времени продвигались очень медленными темпами.
На момент написания материала достоверно неизвестно, какие именно опытные экземпляры Т-50 были отправлены на авиабазу Хмеймим. Открытые источники сообщают, что в САР были отправлены самолеты с бортовыми номерами "509 синий" и "511 синий". Самолет Т-50-9 ("509") совершил первый полет 24 апреля 2017 года, Т-50-11 ("511") - 6 августа того же года. Оба самолета относятся к числу летных экземпляров из опытной партии, максимально приближенных к серийному облику будущего Су-57.
Еще одним косвенным подтверждением размещения новейших Т-50 в Сирии являются спутниковые снимки компании iSi от 18 февраля 2018 года, на которых был запечатлен новый быстровозводимый ангар, размещенный в зоне обслуживания на Хмеймиме. Согласно данным компании iSi от 23 февраля 2018 года, самолеты Т-50 базируются на Хмеймиме на той же стоянке, что и истребители Су-35С. Еще одно опубликованное в открытых источниках фото свидетельствует о том, что Т-50 базируется в зоне обслуживания аэродрома вместе с штурмовиками Су-25СМ. Стоянка самолета огорожена специальным габионом для предотвращения повреждений самолета от возможных обстрелов. Стоит отметить, что подобные сооружения на аэродроме Хмеймим появились впервые.
Достоверной информации о боевом применении Т-50 получено не было. По данным источников в интернете, на момент написания материала самолеты провели несколько полетов в районе Хмеймима и Тартуса, однако боевых вылетов они не совершали. Отдельно необходимо отметить, что информация о перелете в Сирию еще двух Т-50 является ошибочной. Сирийские интернет-пользователи приняли за "вторую пару" истребителей Т-50 уже упомянутые самолеты с б/н "509" и "511", возвращавшиеся на аэродром в ходе первого вылета 23 февраля.
Также важно уточнить, что называть переброшенные в САР самолеты Су-57 некорректно, т.к. в настоящее время не построено еще ни одного серийного самолета, а только они будут обозначаться подобным индексом. В настоящее время все самолеты, построенные по программе ПАК ФА, обозначаются Т-50 (от Т-50-КНС до Т-50-11).
Подтверждения всей вышеуказанной информации от военного ведомства РФ или других официальных источников не поступало. Это говорит о том, что самолеты были переброшены в Сирию с целью проведения расширенной опытно-боевой эксплуатации, а не для внешне- или внутриполитического "пиара".
Первый полет Т-50 с двигателем второго этапа (изделие 30) состоялся в декабре 2017 года. Ранее в рамках программы ПАК ФА начались испытательные полеты на боевое применение ракет, истребитель в ходе испытаний подтверждает заявленные характеристики. Летчики-испытатели ВКС проверяют возможности Т-50 на полигоне в Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ) им В.П.Чкалова. Испытания на истребителе пятого поколения многофункциональной интегрированной радиоэлектронной системы с АФАР идут по графику. Т-50 совершил первый полет в январе 2010 г. На данный момент в летных испытаниях участвуют 10 летательных аппаратов этого типа.