Египет разработал новые БЛА класса MALE
МОСКВА, 29 декабря. /СТАТУС-АРМС/. Новые египетские средневысотные беспилотные летательные аппараты (БЛА) большой продолжительности полета, двухмоторный "Сикс Октобер" (6th October) и одномоторный "Ахмус" (Ahmous), были представлены вместе со своими наземными станциями управления (НСУ) на открытой экспозиции выставки EDEX 2023, которая прошла 4-7 декабря в Каире. Как считают эксперты онлайн-издания "Юропиэн Дифенс Ревью" (European Defence Review, EDR), эти комплексы БЛА класса MALE (Medium Altitude Long Endurance) национальной египетской разработки вполне могли бы снизить зависимость страны от иностранных беспилотных авиационных систем (БАС), поскольку основная часть находящихся на вооружении арабской республики беспилотников в настоящее время приобретается в Китае и Турции.
Согласно изданию, на выставке EDEX 2021 можно было впервые увидеть египетский БЛА класса MALE "И-Джун-30" (EJune-30), названный в честь революции 30 июня 2013 года. Его аэродинамическая конфигурация была в значительной степени основана на эмиратской системе "Ябхон Флэш-20" компании "Адком системз" (Adcom Systems Yabhon Flash-20), которая, в свою очередь, была создана на базе белорусского беспилотника "Белар-Ис-Экс" (Belar YS-Ex). Необычная аэродинамическая схема предусматривает высокорасположенное крыло с мотогондолами под консолями, в каждой из которых размещается по двигателю с трехлопастным винтом. Отличительной особенностью БЛА является горизонтальное хвостовое оперение, размах которого сравним с размахом основного крыла. Оно фактически само по себе является крылом с уменьшенной по сравнению с основным крылом хордой и оснащено закрылками. Единственный вертикальный киль расположен в задней части фюзеляжа.
Длина "И-Джун-30SW", который также был представлен на выставке 2023 года, составляет 8,9 метра, высота - 2,6 метра, размах крыла - 12 метров, максимальная взлетная масса 1400 кг, полезная нагрузка (ПН) - 270 кг. В зависимости от конфигурации он может совершать полет в течение 14-16 часов на высоте до 7000 метров с максимальной скоростью 260 км/ч, крейсерской скоростью от 120 до 240 км/ч в зависимости от выполняемой задачи.
Рядом с этим БЛА экспонировалась его модернизированная версия "Сикс Октобер", которая напоминает о войне 1973 года. Об этом новом многоцелевом беспилотнике было предоставлено не так много данных. Продолжительность его полета удвоена до 30 часов, размах крыла увеличен до 18 метров. Данные о взлетной массе не сообщались, однако новый БЛА MALE отличается 13-ю узлами подвески - по шесть под каждой консолью крыла и центральная, а также специальные пилоны, позволяющие использовать дополнительные топливные баки. Согласно информации, полученной EDR, горизонтальное оперение модифицированной версии имеет другой профиль и, очевидно, увеличенный размах. При этом как и у предшествующей модификации оно оснащено закрылками.
Сохраняя общую с "И-Джун-30" конфигурацию, "Сикс Октобер" явно отличается от него своим фюзеляжем: в то время как у предыдущей модели поперечное сечение фюзеляжа намного тоньше в задней части, у более крупногабаритного БЛА MALE оно существенно не меняется вдоль фюзеляжа. Как считают в EDR, основная часть образовавшегося таким образом дополнительного объема используется для размещения большего увеличенного топливного бака. Новая версия оснащена более мощными двигателями, информация о которых не разглашаются, и которые требуют повышенного расхода топлива, а соответственно и увеличенного фюзеляжа.
Другим существенным отличием является V-образное хвостовое оперение, которое позволяет понять, что плоскости в хвостовой части "И-Джун-30SW", кажущиеся горизонтальным оперением, в действительности представляют собой реальное второе крыло. Новая разработка оснащена убирающимся передним трехколесным шасси, которое аналогично шасси менее габаритного беспилотника. На выставке EDEX 2023 БЛА "Сикс Октобер" можно было увидеть без ПН. В числе его немногочисленных открытых характеристик дальность полета на уровне 240 км с каналом передачи данных по линии прямой видимости. Спутниковая связь позволяет существенно увеличить радиус действия с учетом соответствующей продолжительности полета и максимальной скорости в 260 км/ч. Крейсерская скорость составляет 120-240 км/ч, скорость при посадке - 120 км/ч, рабочая высота полета – 55500 метров. Как стало известно EDR, разработанный Египтом новый БЛА MALE только что завершил этап наземных испытаний и готовится к своему первому полету, который запланирован на 2024 год.
Что касается египетского одномоторного БЛА MALE "Ахмус", также представленного на выставке EDEX 2023, он имеет более традиционную аэродинамическую конструкцию и оснащен одним поршневым двигателем мощностью 145 л.с., расположенным в задней части фюзеляжа и приводящим в движение трехлопастной толкающий винт. В двух гондолах под крылом расположены колеса основного убирающегося шасси. От этих гондол две балки простираются к хвостовой части, где они соединены горизонтальным оперением и двумя слегка скошенными внутрь вертикальными килями, которые образуют вертикальное оперение.
Отличаясь существенно более легким планером в сравнении с беспилотником "Сикс Октобер" и меньшей ПН всего на семи узлах подвески (по три под консолями и одна под фюзеляжем), "Ахмус", тем не менее, имеет ту же продолжительность полета в 30 часов. Размах его единственного крыла составляет 17,23 метра, максимальная скорость - 250 км/ч, крейсерская скорость - 120-240 км/ч в зависимости от выполняемой задачи, скорость при посадке - 120 км/ч, рабочая высота полета – 6700 метров. Дальность действия БЛА "Ахмус" оснащенного каналом передачи данных по линии прямой видимости превышает 100 км. Очевидно, что этот показатель может быть увеличено за счет установки спутниковой связи.
Как БЛА "Сикс Октобер", так и "Ахмус", могут нести оптоэлектронные датчики, а также поисковые РЛС. Информация о возможном оснащении этих беспилотников вооружением не предоставляется.
На выставке также были представлены две недавно разработанных Египтом беспилотных мишени "Таба-2" (Taba 1) и Таба-2.