Эксперимент СВ США показал превосходство запускаемых в воздухе БЛА

МОСКВА, 10 февраля. /СТАТУС-АРМС/. Появление небольших многоцелевых беспилотников, которые могут запускаться как с земли, так и в воздухе, постепенно размывает границу между сухопутными войсками (СВ) и военно-воздушными силами (ВВС) в их традиционном понимании. На испытании именно таких универсальных средств и сделали акцент СВ США в ходе своего последнего ежегодного смотра перспективных разработок и технологий Project Convergence, прошедшего в октябре–ноябре 2022 года.
Как рассказал руководитель межотраслевой группы по работе над перспективными винтокрылыми летательными аппаратами FVLCFT (Future Vertical Lift Cross-Functional Team) СВ США генерал-майор Уолтер Рюген, малоразмерные беспилотные системы «запускались отовсюду, откуда мы хотели». По его словам, неважно, откуда именно они стартовали — с земли или в воздухе, они выполняли ту функцию, которая была на них возложена.
Особый тип малого беспилотника — ALE (Air-Launched Effect), предназначенный для запуска с других, более крупных пилотируемых или беспилотных воздушных платформ — уже давно позиционируется как один из критически важных компонентов для модернизации американской армейской авиации. Предполагается, что они будут выполнять функции передовой разведки, применяться для отвлекающих маневров или нанесения ударов по вражеским позициям.
Его сухопутный аалог, GLE (Ground-Launched Effect), по сути отличается лишь тем, что в качестве его носителя выступает боевая машина или солдат. И хотя обе концепции еще находятся в зачаточном состоянии, по словам Рюгена, ключ к их успеху в создании правильной технологии для запуска, что, по его собственному признанию, «звучит не очень воодушевляюще».
Однако, как заявил глава FVLCFT в беседе с онлайн-изданием C4ISRNET на круглом столе, организованном некоммерческой исследовательской организацией «Митре» (MITRE Corporation) 8 февраля, «иметь в распоряжении модульную установку для запуска беспилотных систем — мы называем ее MEL (Modular Effects Launcher) — которую могут нести самые разнообразные боевые машины <…>, вот в чем заключается весь секрет».
Как сообщал ранее еженедельник «Дифенс Ньюс» (Defense News), командование СВ исследует возможности по созданию как небольших, так и более крупных БЛА типа ALE для выполнения разных боевых задач, в том числе наблюдения, разведки, сбора информации и целеуказания. В 2020 году войска выдали десять мелких контрактов на общую сумму в 29,75 млн долларов с целью совершенствования этой технологии.
По словам Рюгена, сами беспилотники относительно дешевы, если судить по армейским стандартам, и их можно задействовать для работы в тех местах, где использовать другую технику или человеческие ресурсы было бы гораздо дороже и опаснее. «Они могут делать то, чего армейская авиация давно желает, действовать издалека, — пояснил генерал. — Мы ведь всегда хотим воевать не по правилам».
Проведя десятилетия на Ближнем Востоке в попытках искоренить экстремизм и вести контрповстанческие операции, США теперь готовятся к потенциальным крупномасштабным конфликтам с Китаем и Россией. Но эти две мировые державы смогли выстроить инфраструктуру, преграждающую доступ сил противника к их территориям, для сдерживания США и противодействия их тактикам ведения боевых действий. Перспективные беспилотники, запускаемые с большого расстояния и потенциально способные прорваться сквозь кольцо обороны, могут все изменить.
СВ уже экспериментировали с БЛА типа ALE на смотре Project Convergence—2021 и учении «Эдж-2021» (Edge 2021), где они применялись для сбора и распределения информации в реальном времени. «Очень плохо, что у нас уже закрепился термин ALE, потому что, по правде говоря, это должен быть просто LE (Launched Effect), ведь пуск можно осуществлять и с наземного, и с воздушного носителя, — сказал Рюген. — Воздушные и сухопутные силы действуют совместно. И я был очень доволен таким сотрудничеством и тем, что смогли разработать наши ученые и инженеры».
В январе компания «Дженерал Атомикс Аэронотикл Системз» (General Atomics Aeronautical Systems, GA-ASI) сообщила об успешном первом пуске беспилотника типа ALE «Иглет» (Eaglet) с борта разведывательного БЛА увеличенной продолжительности полета «Грей Игл» (Gray Eagle Extended Range) в штате Юта. Президент GA-ASI Дэвид Александер назвал это событие важной вехой не только для его компании, но и для Сухопутных войск США.
Следующий смотр Project Convergence, организуемый Командованием перспективных разработок СВ США AFC (Army Futures Command), запланирован на весну 2024 года.