Европа стремится компенсировать отставание в сфере тактических БЛА

МОСКВА, 19 июля. /СТАТУС-АРМС/. Тот факт, что Европа отстает в разработке и производстве тактических беспилотных летательных аппаратов (БЛА), ни для кого не секрет. Эксперты портала "Дифенс Аэроспейс" (defense-aerospace.com) попытались разобраться в причинах сложившейся ситуации и предполагаемых путях ее решения.
Как отмечает портал, есть много причин для такого промышленного фиаско и кризисной ситуации с суверенитетом Европы в сфере БЛА: вооруженные силы на континенте долго медлили; правительства не спешили придать необходимый импульс - технически эти программы, как правило, более сложны и дорогостоящи, чем иногда предполагалось; игроки отрасли были больше сосредоточены на ослаблении конкуренции, чем на фактическом предложении жизнеспособного решения.
Европейские политики, вероятно, были заворожены этическими проблемами, связанными с применением оснащенных вооружением БЛА и их более опасными производными - барражирующими боеприпасами. Важность этих проблем варьировалась в зависимости от страны и рассматриваемого периода времени. Но отсутствие консенсуса привело к тому, что на протяжении десятилетий тактические беспилотники оставались своего рода "необжитой территорией" в Европе.
Образовавшуюся пустоту в основном заполнил средневысотный БЛА большой продолжительности полета класса MALE (Medium Altitude Long Endurance) MQ-9-"Рипер" (Reaper) компании "Джеренерал Атомикс Аэронотикл Системз" (General Atomics Aeronautical Systems Inc., Ga-ASI). Ряд стран - Испания, Италия, Нидерланды и Великобритания – быстро развернули "Рипер" на вооружении, другие - Франция и Бельгия - неохотно и болезненно. Также европейские страны восполняли недостаток беспилотников израильскими разработками - "Херон" (Heron) в Германии и "Гермес" (Hermes) в Швейцарии.
После преодоления множества бюджетных технических и промышленных проблем французская армия, наконец, ввела в строй БЛА "Патроллер" (Patroller), созданный компанией "Сафран" (Safran) на базе сертифицированного в Германии самолета S15 компании "Стемм" (Stemme). Он должен стать основным рабочим беспилотником Вооруженных сил (ВС) Франции. После долгих обсуждений было принято решение оснастить его вооружением. Несмотря на большие затраты и задержки, "Патроллер", вероятно, является самым новым тактическим БЛА, появившимся в Европе. Помимо него могут появиться и другие разработки до того момента, самое раннее в 2028 году, как поступит на вооружение разрабатываемый в настоящее время крупногабаритный "Евродрон" (Eurodrone). Размах его крыла составит 30 метров, грузоподъемность - 11 тонн, продолжительность полета - до 30 часов. Такой БЛА нельзя назвать тактическим, но тем не менее, он является перспективным для европейской промышленной базы.
За последние несколько лет многое изменилось в сфере обеспечения обороны и безопасности. Во-первых, военный конфликт на Украине изменил взгляд Западной Европы на способы ведения боевых действий. "Байрактар» TB2 (Bayraktar TB2) продемонстрировал оперативные возможности БЛА на поле боя, как с вооружением, так и без него.
Во-вторых, изменились покупатели вооружений и военной техники (ВиВТ). Приобретая вооружения ВС разных стран мира теперь больше склоняются к "80% решениям" с достаточным потенциалом будущих поэтапных модернизаций, вместо дорогих программ, обеспечивающих исключительные высокотехнологичные возможности.
В-третьих, изменились правительства. Они теперь готовы финансировать реальное пополнение своих авиационных возможностей в рамках соответствующих планов "военной экономики". Они также поняли, что "массовость имеет значение". Тактические БЛА обычно обеспечены слабыми средствами самозащиты. Поэтому даже на относительно большой высоте они весьма уязвимы и в условиях боевых конфликтов надо быть готовым к высокому уровню потерь беспилотников. И правительства теперь понимают, что необходимо строить планы на период после первого месяца боевых действий. По данным британского военного аналитического центра RUSI, Украина потеряла почти 90% своих беспилотников в первые месяцы боевых действий с Россией.
Несмотря на бюрократию и политические стычки, Европа в реальности изменилась за последние несколько лет с точки зрения оборонной политики и приобретения ВиВТ. Страны континента реализуют ряд программ совместного финансирования НИОКР и закупок. Кроме того, американские правила международной торговли вооружениями ITAR (International Traffic in Arms Regulations) уже затронули ряд операторов БЛА "Рипер", что также выдвигает требования в отношении необходимости закупки беспилотников на внутреннем рынке.
Ряд тенденций в деятельности европейских стран, связанной с развитием беспилотной тематики и обусловленной выявленными изменениями, продемонстрировал, по мнению экспертов портала, завершившийся недавно в Ле-Бурже авиасалон "Париж Эйршоу-2023" (Paris Air show 2023).
Первая тенденция, которую отмечают аналитики, состоит в том, что импорт БЛА в Европе сохранится – иностранные поставщики не отступят. Израильская компания "Элбит" (Elbit), напоминают они, разрабатывает новые варианты своей "рабочей лошадки" "Гермес-900" (Hermes 900). Также есть планы совершенствования своих аппаратов "Херон" (Heron) и "Херон-Ти-Пи" (Heron-TP) у "Исраэль Аэроспейс Индастриз" (Israel Aerospace Industries, IAI). Цель "Элбит" состоит исключительно в том, чтобы "создать конкуренцию более крупногабаритному "Риперу", заявил высокопоставленный представитель компании GA-ASI информационно-аналитической группе «Джейнс» (Jane's).
Сам американский разработчик между тем расширяет сферу применения и универсальность своего БЛА MQ-9. В частности, большие перспективы открывает перед операторами его вариант "Мохаве" (Mojave) с возможностями короткого взлета и посадки и удвоенным количеством устанавливаемого вооружения. В то же время модификация "Скай Гардиан"/"Си Гардиан" (Sky Guardian/Sea Guardian) обеспечивает потребности наблюдения за морской поверхностью для многих стран, в том числе Великобритании, которая уже приобрела эту модификацию с национальным названием "Протектор" (Protector). Как известно, "Скай Гардиан"/"Си Гардиан" сертифицирован для полетов в общем воздушном пространстве и проверен в боевых условиях. Приобретение такого высокоэффективного БЛА, таким образом, имеет большой финансовый и военный смысл за исключением того факта, что покупка зарубежных аппаратов сопряжена с множеством проблем суверенитета с точки зрения свободы действий в отношении его применения, информационной безопасности, промышленной самодостаточности и потенциала модернизации.
Со своей стороны турецкие разработчики применительно к арсеналу ряда своих БЛА будут пытаться повторить и развить успех "Байрактар» ТВ2. Совсем недавно в рамках сделки стоимостью 387 млн долларов компания "Байкар» поставила нераскрываемое количество "Байрактар» ТВ2 Кувейту, 28-му заказчику этих БЛА. У компании «Тёркиш Аэроспейс Индастриз" (Turkish Aerospace Industries, TAI) также есть беспилотники "Анка" (Anka) и более крупногабаритный "Аксунгур" (Aksungur) массой около 3 тонн.
Что касается европейской промышленности, она стремится наверстать упущенное. Всех опередило испанское подразделение компании "Эрбас Дифенс энд Спейс" (Airbus Defense & Space), которое в феврале 2022 года официально продемонстрировало свой всепогодный тактический БЛА "Сиртап" (SIRTAP), способный перевозить 150 кг полезной нагрузки (ПН) и имеющий продолжительность полета до 20 часов. "В настоящее время мы ведем переговоры с Испанией о запуске расширенной программы, направленной на развитие сотрудничества. Она будет реализована быстрыми темпами – с момента принятия решения о запуске программы до ввода в эксплуатацию аппарата потребуется три с половиной года", - заявил глава отделения военных авиационных систем компании "Эрбас" Жан-Брис Дюмон.
Мадрид взял на себя обязательство инвестировать до 500 млн евро в этот беспилотник, что может вызвать интерес со стороны других европейских стран.
В свою очередь итальянская компания "Леонардо" (Leonardo) модернизирует аппарат "Фалко" (Falco), устраняя недостатки, связанные с дальностью его полета и массы ПН. В то же время ее проект более крупногабаритного БЛА "Пьяджо Хаммерхэд" (Piaggio Hammerhead), разработанного на базе самолета "Аванти" (Avanti), вероятно, будет закрыт.
Шведская "Сааб" (Saab), владеющая всеми необходимыми для создания БЛА возможностями, пока не готова что-либо анонсировать.
Между тем французская компания «Тюржи и Гайяр» (Turgis & Gaillard, T&G) удивила всех, представив в Ле-Бурже БЛА класса MALE «Аарок» (Aarok). Его взлетная масса составляет 5,5 тонн, размах крыла - 22 метра, грузоподъемность - 1,5 тонны. Такие показатели более характерны для БЛА типа "Рипер", чем для более крупногабаритного "Евродрон", отличающегося гораздо большей продолжительностью полета. По данным французского разработчика - относительного новичка в области беспилотных летательных аппаратов - "Аарок" должен совершить первый полет к концу года.
По некоторым данным, некий сюрприз готовит также компания "Талес" (Thales), используя свой опыт работы над БЛА WK450 "Уотчкипер" (Watchkeeper) для Великобритании. Новые разработки могут появиться и у других европейских компаний, в частности, у французской "И-Оу-Эс Текнолоджи" (EOS Technology) со штатом в 20 человек, которая менее чем за четыре года своего существования представила 4-ю модель беспилотника. На парижском авиасалоне она продемонстрировала полностью композитный и полностью электрический БЛА "Индьюренс-1200" (Endurance 1200). Его первый полет запланирован на ближайшие месяцы.
Разработка этого аппарата реализована в рамках программы SDT-L (легкая тактическая беспилотная система) и предназначена для ВС Франции, сил специального назначения и артиллерии. В ее основе лежит идея создания средневысотного БЛА средней продолжительности полета быстрого развертывания, который может иметь как вертикальные, так и горизонтальные взлет и посадку, используя имеющиеся базовые ВПП.
В настоящее время как европейские, так и иностранные разработчики готовятся к борьбе за рынок БЛА в Европе. Несколько предусматриваемых тендеров могут стать основными движущими силами развития этого рынка - от недорогих небольших одноразовых беспилотников до более крупногабаритных и дорогих.