«Финкантьери» объединила проекты своих надводных кораблей в единое семейство FCX

МОСКВА, 29 мая. /СТАТУС-АРМС/. Проекты итальянской компании «Финкантьери» (Fincantieri) представлены на выставке LIMA 2023 в Малайзии. Как сообщил онлайн-журнал «Юропиэн Дифенс Ревью» (European Defence Review, EDR), собрав воедино весь свой опыт строительства патрульных кораблей и корветов для Военно-морских сил (ВМС) Италии, Катара, ОАЭ и других стран, фирма впервые презентовала разработанные ею решения в составе единого семейства надводных боевых платформ, которые могут заинтересовать потенциальных заказчиков в Южной и Юго-Восточной Азии.
Семейство, получившее название FCX, включает пять моделей кораблей, различающихся по своему классу, характеристикам и спектру выполняемых задач. Наименьший из них, патрульный катер FCX07, имеет водоизмещение до 700 тонн, а наибольший, FCX40, представляет собой легкий фрегат водоизмещением до 4 тыс. тонн.
В основу FCX07 легла работа, проделанная «Финкантьери» в ходе строительства патрульных кораблей прибрежной зоны класса «Мушериб» (Musherib) для ВМС Катара и патрульных катеров типа «Фаладж-2» (Falaj-2) для ВМС Объединенных Арабских Эмиратов. Проект FCX15, обладающий водоизмещением 1,5 тыс. тонн, объединяет наработки компании по патрульным кораблям класса «Сирио» (Sirio) и корветам «Команданти» (Comandanti) для Военно-морских сил Италии, а также по корветам типа «Абу-Даби» (Abu Dhabi) для ОАЭ.
Базой для проекта FCX30 водоизмещением 3,2 тыс. тонн стали корветы класса «Аль-Зубара» (Al-Zubarah) в интересах ВМС Катара. При этом, по замечанию EDR, вполне возможно, что в скором времени линейка «Финкантьери» пополнится еще двумя позициями — проектами FCX03 и FCX10.
Отличительная особенность всех пяти типов платформ — их модульная архитектура. К примеру, каждый проект помимо основного варианта оснащения дизельной силовой установкой предполагает альтернативу в виде дизель-электрического агрегата на случай, если корабль будет применяться для противолодочной борьбы.
То же касается и всех остальных подсистем. Согласно «Финкантьери», вместе с фирмами «Леонардо» (Leonardo), «Элеттроника» (Elettronica) и MBDA судостроитель предлагает комплексный вариант оснащения кораблей FCX «под ключ», что упростит процесс проектирования, строительства и послепродажного обслуживания. Но при этом заказчик вправе потребовать оснастить их компонентами и подсистемами сторонних производителей, что позволяет обеспечить открытая архитектура.
Все представители семейства FCX имеют площадку для взлета и посадки вертолета и несут на борту быстроходные жесткокорпусные надувные лодки. В силу своих небольших габаритов FCX07 не имеет ангара для авиатехники. Конструкция FCX15 предусматривает наличие ангара раздвижной системы, и лишь у наиболее крупных проектов — FCX20, FCX30 и FCX40 ангар представляет собой статическую часть надстройки.
Каждый тип корабля предполагает свой набор задач, но при этом будет иметь на борту стандартный комплект вооружений, в том числе противовоздушных, противокорабельных и противолодочных (кроме FCX07), а также набор датчиков базового, среднего или продвинутого уровня. Кроме того, на каждом корабле FCX вне зависимости от класса и предназначения будет установлена так называемая «кабина корабельного экипажа» (Naval Cockpit) — инновация, впервые реализованная «Финкантьери» на борту новейшего многоцелевого патрульного корабля прибрежной зоны «Морозини» (ITS Morosini) итальянских ВМС.
Такая «кабина» придумана в качестве альтернативы традиционному капитанскому мостику, чтобы свести количество присутствующих на борту военно-морских специалистов к минимуму. Принцип ее действия и назначение аналогичны кабине экипажа истребителя. Внутри нее находятся два человека — «пилот» и «штурман», которые отвечают за навигацию, обеспечение безопасности и контролируют орудия самообороны корабля.
В «Финкантьери» уверены, что проект среднего водоизмещения FCX15 по своим характеристикам максимально подходит на роль боевого корабля прибрежной зоны типа LMS (Littoral Mission Ship) для ВМС Малайзии — одного из пяти классов кораблей, которые должны сформировать малазийский военный флот в соответствии с новой программой оптимизации.
В целом же, как заключил EDR, «Финкантьери» в настоящее время делает большие ставки на рынок стран Индо-Тихоокеанского региона, где сейчас наблюдается значительный рост спроса на военно-морскую технику в связи с опасениями многих стран относительно угрозы со стороны КНР. И хотя никто из государств региона не сможет превзойти китайский флот по численности сил и средств, по свидетельству издания, ВМС многих государств Южной и Юго-Восточной Азии находятся в поисках военной продукции высоких стандартов качества, обладающей значительным потенциалом сдерживания.
В итальянской фирме полагают, что их концепция FCX в глазах азиатских заказчиков будет выглядеть наиболее выигрышным вариантом, поскольку она представляет собой линейку уже готовых, проверенных опытом, но при этом высокотехнологичных решений, на реализацию которых не потребуется слишком больших финансовых и временных затрат.
К тому же через свою дочернюю компанию «Вард» (Vard) «Финкантьери» имеет доступ к верфи во Вьетнаме. Хотя в настоящее время она строит лишь гражданские суда, уровень оснащения технологической базы предприятия позволяет при желании быстро наладить там производство военных кораблей.