Франция получила новый истребитель «Рафаль» после четырехлетнего перерыва

МОСКВА, 13 января. /СТАТУС-АРМС/. Франция получила первый за четыре года новый истребитель «Рафаль» (Rafale) в штатной версии F3-R. Об этом 10 января сообщил производитель и разработчик самолетов, компания «Дассо Авиасьон» (Dassault Aviation).
Истребитель был передан Управлению по военным закупкам Франции DGA (Direction Generale de l'Armement) 29 декабря, говорится в пресс-релизе компании. Он построен в рамках контракта на поставку 60 новых «Рафалей» четвертой производственной партии (Tranche 4), заключенного в 2009 году, но затем приостановленного по финансовым причинам.
В последние годы линия по производству «Рафалей» компании «Дассо» работала исключительно на экспорт истребителей для таких стран, как Греция, Индонезия, Катар, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.
В то же время оборонный бюджет Франции на 2023 год, опубликованный в сентябре 2022 года, включает планы по поставке ВВС 42 новых «Рафалей», сигнализируя о прекращении бюджетного перерыва, отмечает еженедельник «Дифенс Ньюс» (Defense News). В их числе 30 самолетов предстоящей пятой производственной партии (Tranche 5), заказ на которую ожидается в 2023 году, а также 12 дополнительных самолетов, предназначенных для замены «Рафалей», которые Франция вывела из состава своих ВВС для продажи Хорватии в рамках сделки 2021 года стоимостью около 999 млн евро (1,1 млрд долларов).
Планируется, что Хорватия получит первые шесть истребителей в 2024 году, а остальные шесть самолетов прибудут в 2025 году. Эти 12 «Рафалей» заменят советские истребители МиГ-21 хорватских ВВС.
В рамках 4-й производственной партии «Дассо» планирует поставить Франции еще 27 истребителей «Рафаль» в 2024 году, а также 12 новых самолетов, предназначенных для замены тех, которые направлялись в Загреб, говорится в сообщении компании.
Истребитель «Рафаль» оснащен двумя двигателями M88 компании «Снекма» (Snecma), которая входит в группу «Сафран» (Safran), и бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) RBE2 AA с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) с электронным сканированием производства компании «Талес» (Thales). Согласно «Дассо», стандарт F-3R, достигший полной боевой готовности в 2021 году, оснащается ракетой класса «воздух — воздух» большой дальности «Метеор» (Meteor) компании MBDA, подвесным контейнером с лазерным целеуказателем «Талиос» (Talios) компании «Талес», предназначенным для применения в ходе нанесения ударов по наземным целям, а также авиационными средствами поражения (АСП) модульной конструкции AASM (armement air-sol modulaire) класса «воздух — земля» компании «Сафран» в версии с лазерным самонаведением.
Управление DGA начало летные испытания новой модификации «Рафаль» F4 в апреле 2021 года. Достижение этой модификацией полной боевой готовности запланировано на 2025 год. Новый стандарт позволит модернизировать имеющиеся ныне возможности самолета, включая БРЛС с АФАР и контейнер «Талиос», а также систему радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и комплект средств связи. Новые возможности стандарта F4 включают нашлемный дисплей «Скорпион» компании «Талес», ракету класса «воздух — воздух» следующего поколения «Мика-Эн-Джи» (MICA NG) компании MBDA и 1000-кг вариант высокоточного боеприпаса AASM «Хаммер» (Hammer) компании «Сафран».
Как ожидается, «Рафаль» F4 станет промежуточным самолетом между «Рафалем» и французским истребителем следующего поколения, разрабатываемым тремя европейскими странами в рамках международной программы FCAS (Future Combat Air System).