Французская авиастроительная отрасль может оказаться в непростом положении

06.01.2025 // 20:02ТегиНовости
Самолет Airbus A350-1000 - фотография Airbus

МОСКВА, 6 января. /СТАТУС-АРМС/. Перебои с выпуском двигателей CFM LEAP-1 могут существенно затруднить для европейского авиапроизводителя Airbus выполнение амбициозной цели поставить 770 самолетов в 2024 году. Статью, посвященную данной теме, опубликовало индийское издание Financial Express.

Цепочка поставок компании CFM International для двигателя LEAP-1 - основного силового агрегата для A320neo и эксклюзивного двигателя для Boeing 737 MAX - была усилена для удовлетворения растущих темпов производства, но остается уязвимой к дефициту некоторых ключевых компонентов. Основной причиной недавней остановки поставок двигателей стали лопатки турбины высокого давления, пишет издание Aviation Week and Space Technology.

«Мой главный приоритет - поговорить с CFM и убедиться, что они правильно понимают наши потребности, обеспечивая приоритетное решение проблем с LEAP-1A, - заявил глава Airbus Гийом Фори 30 июля во время обсуждения финансовых результатов компании за первое полугодие. - Для нас важно вернуться на путь выполнения необходимых поставок к концу года».

На следующий день Оливье Андриес, генеральный директор французской Safran, одного из участников СП CFM International, признал, что задержки с поставками LEAP-1A для семейства A320neo были вызваны снижением производства у поставщика лопаток турбины высокого давления - американской компании Howmet Aerospace. Андриес отметил, что после стабильного I квартала поставки LEAP снизились на 29% в II квартале.

Boeing пострадал меньше из-за более раннего пересмотра планов производства Boeing 737 MAX. На заводах Boeing имеется запас двигателей, добавил Андриес.

Хотя волна дефицита прошла и медленное восстановление началось, Андриес отметил, что «нормальный объем выпуска» еще не достигнут. В результате CFM второй раз в этом году понизила свои прогнозы на 2024 год. Теперь компания планирует поставить столько же двигателей LEAP, сколько и в прошлом году, - 1 570, с возможным увеличением выпуска до 5%.

Андриес рассчитывает рост производства во второй половине года, когда CFM ожидает поставить 900 - 1 000 двигателей LEAP по сравнению с 664 в первой половине года. «Возможность достичь нашей цели по поставкам во второй половине зависит от восстановления производства у поставщика лопаток», — сказал он.

Во время объявления полугодовых результатов компании генеральный директор Howmet Aerospace Джон Плант сказал: «Мы значительно увеличиваем производство, превышающее любые темпы производства самолетов, и поэтому маловероятно, что мы создаем такие ограничения». Производство лопаток турбины и горячих секций увеличилось примерно на 40% за последние шесть месяцев, добавил он.

«В последние месяцы у нас был значительный рост, и мы делаем все возможное, чтобы удовлетворить всех. И это все, что я могу сказать», - объяснил Плант.

С учетом уверенности в том, что проблемы с цепочкой поставок наконец будут преодолены, Airbus и CFM достигли принципиального соглашения о поставке LEAP-1A на 2025 год.

В первом полугодии 2024 года Airbus передал заказчикам 323 гражданских самолета, что на семь воздушных судов (ВС) больше, чем годом ранее. Среди них был 261 самолет семейства A320neo, 28 A220, 13 A330 и 21 A350. В июле авиапроизводитель поставил еще 77 самолетов (семь A220, 58 A320neo, 5 A330neo и семь A350).

В 2023 году Airbus поставил 735 самолетов, включая 68 A220, 571 320neo, 32 A330neo и 64 A350.

Возникают проблемы у французского двигателестроения и в сфере ОПК. Недавно было заявлено, что европейский военно-промышленный концерн MBDA с подачи Лондона намерен выкупить у французской компании SAFRAN 50% её доли во франко-британской фирме ROXEL, специализирующейся на производстве двигателей для широкого спектра тактических ракет различного класса и назначения. Целью британцев в условиях общеевропейского тренда на модернизацию национальных вооруженных сил - получение через MBDA доступа к перспективным европейским оборонным производственным мощностям и технологиям, прежде всего из Франции, являющейся одним из ведущих мировых производителей и экспортеров продукции военного назначения. Тем не менее, SAFRAN стремится самостоятельно расширить сегмент рынка твердотопливных ракетных двигателей, не желая продавать компанию ROXEL, которая существенно увеличила свой оборот за последние два года.

В результате Франция может существенно снизить свою долю в сегменте поставок за рубеж авиационных средств поражения, а также минимизировать участие в совместных проектах, в частности в Индии, заинтересованной в получении современных технологий в сфере авиации. Укрепление MBDA за счет поглощения ROXEL ослабит позиции военно-промышленных концернов стран ЕС в общеевропейской системе обороны, заставив Брюссель и Париж следовать интересам Соединенного Королевства.