"Грипен" занимает выгодную позицию в повторном тендере ВВС Индии

28.04.2018 // 17:04ТегиНовости
Истребитель «Грипен» / Фото компании «Сааб»

МОСКВА, 28 апреля. /СТАТУС-АРМС/. Несмотря на то, что в феврале Индия приняла решение расширить тендер на поставку истребителей среднего класса и теперь для участия в нем допускаются также двух-, а не только одномоторные платформы, JAS-39 "Грипен-E" компании "Сааб" (Saab JAS 39 Gripen E) по-прежнему остается предпочтительным выбором индийских ВВС. Об этом на выставке DSA-2018 информационно-аналитическому агентству "Джейнс" сообщили отраслевые источники, знакомые с запросом на информацию RFI (requestforinformation), выпущенным 6 апреля в рамках тендера.

В запросе RFI сообщается о намерении ВВС Индии приобрести 110 истребителей за 12-летний период. Как предполагается, помимо компании "Сааб" на него пришлет ответы до 3 июля весь состав участников отмененного предыдущего тендера. В их числе компания "Боинг" (Boeing) с истребителем F/A-18E/F "блок-3" (Block III), "Дассо" (Dassault) с истебителем "Рафаль-F3R" (Rafale F3R), консорциум "Еврофайтер" (Eurofighter) с истребителем "Тайфун" (Typhoon), РСК "МиГ" с истребителем МиГ-35 и "Локхид Мартин" (LockheedMartin) с модернизированным истребителем F-16V "блок-70" (Block 70), которая представляет собой второго участника с однодвигательной платформой.

Преимущества истребителя "Грипен" перед конкурентами обеспечивают три фактора. Первый из них состоит в том, что одним из требований RFI предусматривается оснащение бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) нитридо-галиевыми (GaN) приемо-передающими модулями (ППМ). У всех конкурентов помимо "Грипена" в конструкции используется РЛС с АФАР наарсенидо-галлиевых (GaAs) ППМ предыдущего поколения. Технология GaN обеспечивает существенное увеличение возможностей благодаря повышенным эффективности и дальности, а также сниженным энергопотреблением.

Второй фактор состоит в том, что в сравнении с конкурсом MMRCA (Medium-MultiroleCombatAircraft) в новом тендере будет пересмотрена методология расчета общей стоимости программы и стоимости эксплуатации. Примененная в предыдущем тендере методология была признана ошибочной более чем по одному пункту. Это привело к тому, что такая статья как "стоимость жизненного цикла" - одна из главнейших в расчетах по MMRCA - практически удалена из нового запроса RFI. Согласно осведомленным источникам, новый RFI содержит пересмотренный набор алгоритмов, которые являются более показательными для фактической стоимости эксплуатации.

Третьим фактором, благоприятствующим программе "Грипен" в тендере, является упор RFI на модульность конструкции планера и двигателя. Связанная с вопросами стоимости такая концепция состоит в том, чтобы максимизировать возможность замены комплектующих основных систем по мере необходимости, а не снимать с самолетавесь двигатель, БРЛС и др., например, для капитального ремонта. Это в значительной степени соответствует подходу к проектированию компании "Сааб", который обеспечивает не только возможность замены выбранных модульных комплектующих самолета или систем, но и выполнять радикальную модернизацию по сниженной стоимости.

В тендере MMRCA в конечном итоге победу одержал истребитель "Рафаль" в январе 2012 г. Однако французская компания впоследствии не смогла нужным образом обеспечить требования индийского правительства по передаче технологии и гарантировать необходимый уровень лицензионного производства в рамках индийской инициативы "Делай в Индии " (Make in India. Вместо этого индийские ВВС предпочли приобрести 36 боеготовых истребителей "Рафаль" в качестве краткосрочного решения проблемы по увеличению парка. В результате после поставки "Рафалей" в парке ВВС будет недоставать более 100 самолетов для замены списываемых или уже списанных платформ.

Проблема расчета стоимости стала больным вопросом для консорциума "Еврофайтер", который проиграл "Дассо" в финале тендера MMRCA. Из-за индийского регламента оборонных закупок L1, который предусматривает, что более низкая цена всегда побеждает, "Рафаль" обошел "Тайфун". Но с того момента "Еврофайтер" неоднократно высказывал претензии по поводу того, что компания "Дассо" "жульничала с ценовыми показателями, и теперь, возможно, "Тайфун" окажется дешевле".

По словам представителя правительства Великобритании, если "Еврофайтер" примет участие в повторном тендере, будут проведены замены в группе связанных с ним специалистов. В тендере MMRCA эту группу возглавляли представители немецкого отделения EADS, но "если самолет пойдет на повторный круг, скорее всего, что теперь это будет британское отделение "БАесистемз" (BAE Systems)", - добавил источник.

Несколько индийских аналитиков в сфере аэрокосмоса также высказали агентству "Джейнс" сожаление, что условия, при которых регламент L1 превосходит все остальные требования, "создает хорошие возможности для российской разработки". По их словам, россияне всегда имеют возможность демпинговать в отношении первоначальной стоимости, потому что российская оборонная промышленность имеет право самостоятельно устанавливать цену на продукцию, благодаря уставным формам российских предприятий. Затем они нивелируют разницу, взимая непомерные цены за запчасти, техподдержку, интеграцию вооружений и т.п.

Появившаяся в феврале новость о том, что в тендере может принимать участие двухмоторный самолет, побудила неназванный источник заявить газете "Таймс оф Индия", чтопервоначальный план предусматривал ненужное ограничение по участию только одномоторных истребителей, что сократило конкуренцию до двух платформ - F-16IN и "Грипен-E". Теперь цель состоит в том, чтобы увеличить число соперников и позднее избежать "беспочвенных заявлений".

Министерство обороны Индии подверглось серьезной критике за решение закупке 36 "Рафалей" без запроса коммерческого предложения от "Еврофайтера", который был вторым участником "шорт-листа". Фраза "беспочвенные заявления", как сообщается, касается обеспокоенности нынешнего министра обороны НирмалыСитараман, что выбор "Грипена" сейчас привел бы к обвинениям в том, что он прошел внеконкурсный отбор без необходимой конкуренции.

Это связано с тем, что конкурирование F-16 с "Грипеном", если бы не было принято февральское решение, было бы чисто символическим. Согласно некоторым данным, индийские авиаторы обеспокоены, что БРЛС с АФАР американского истребителя нельзя модернизировать путем оснащения нитрид-галлиевыми ППМ и его конформный топливный бак требует доработки для осуществления дозаправки в воздухе по методу «шланг-конус».