Киев создает новое акционерное общество на базе ГК «Укроборонпром»

21.03.2023 // 19:53ТегиНовости
Украинский стенд на IDEX-2023 / Фото «СТАТУС-АРМС»

МОСКВА, 21 марта. /СТАТУС-АРМС/. Правительство Украины приступило к созданию нового акционерного общества в структуре оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на базе государственного концерна (ГК) «Укроборонпром». Об этом на заседании кабмина 21 марта заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.

«Сегодня правительство начинает превращение государственного концерна „Укроборонпром“ в акционерное общество „Украинская оборонная промышленность“, — приводятся его слова на сайте украинского кабинета министров.

Представитель правительства Украины в Верховной раде Тарас Мельничук в свою очередь сообщил, что кабмин 21 марта утвердил создание на основе ГК «Укроборонпром» акционерного общества «Украинская оборонная промышленность», 100% акций которого будут принадлежать государству.

Генеральный директор концерна Юрий Гусев, которого цитирует телеграм-канал «Укроборонпрома», утверждает, что этот шаг создаст новые возможности для трансфера технологий на Украину, внедрения стандартов НАТО и организации экономического сотрудничества и развития, а также привлечения инвестиций, осуществления ремонта, обслуживания и создания новых видов вооружения и военной техники.

К настоящему времени 27 предприятий, входящих в ГК «Укроборонпром», реорганизованы в общества с ограниченной ответственностью или акционерные общества, еще 29 предприятий проходят через процесс реформирования.

Гусев сообщал 9 декабря 2021 года, что кабинет министров Украины утвердил реорганизацию ГК «Укроборонпром» в акционерное общество. Киев еще в 2017 году обязался провести реформу этого концерна, где предполагалось также создание профессионального и независимого наблюдательного совета, проведение приватизации или передачу в управление профильным министерствам обанкротившихся предприятий концерна и тех, которые не связаны с оборонным комплексом, объединение стратегических предприятий в несколько холдингов, преобразование самого концерна в акционерное общество. Критики реформы заявляли, что она, по сути, предусматривает передачу концерна под внешнее управление.

В связи с созданием на Украине нового АО на базе ГК «Укроборонпром» можно полагать, что Киев напрямую столкнулся с клинической неэффективностью управления оборонными предприятиями. При этом, несмотря на множество судебных разбирательств ГК "Укроборонпром" продолжал безбедно существовать.

Фактически, за 30-летие существования «независимой» Украины так и не была сформирована эффективная система управления ОПК. И несмотря на то, что этот процесс шел, практических результатов не было.

Первоначально, прежде чем украинская продукция военного назначения (ПВН) стала выходить на рынок, титаническим пылесосом заработал госмонополист "Укрспецэкспорт", осуществлявший стремительную распродажу спецтехники советского производства, доставшуюся Украине в наследство. Какие от этих распродаж суммы пошли на развитие украинского ОПК, никто толком не знает.

К середине 2000-х годов рефреном многочисленных заявлений специалистов зазвучали слова: "В погоне за длинным долларом на рынке вооружений украинские лидеры упустили вопросы развития оборонной промышленности…". А эти лидеры не придумали ничего лучше, чем передать управление оборонным комплексом новому юридическому лицу – ГК "Укроборонпром". Сделано это было в дополнение к уже существовавшему "Укрспецэкспорту".

Украинский ОПК должен был перейти от модернизации советской ПВН к созданию новейших систем вооружения отечественного производства. Но для этого нужно было провести структурную реформу отрасли, которая была реализована следующим образом. Оборонные предприятия вывели из подчинения отраслевого министерства и подчинили ГК «Укроборонпром», который также был выведен из подчинения министерству. В этих условиях полноценно контролировать процессы, происходящие в концерне и подчиненных ему предприятиях могли только премьер-министр и президент Украины.

Как отмечают украинские эксперты, за время существования "Укроборонпрома" часть оборонных предприятий "умерла" окончательно, поскольку обескровленное этой манипуляцией министерство промышленности не смогло полноценно выполнять свою миссию – формировать и реализовывать государственную политику в ОПК.

Если говорить об авиастроении, то авиастроительные предприятия влились в "Укроборонпром" последними, в 2014 году. К этому времени авиапром, как и весь украинский ОПК, оказался под запретом любого сотрудничества с РФ. Поскольку традиционный и емкий рынок авиационной техники был для Украины закрыт, возникла необходимость замещения продукции российского производства.

Тогда сообщалось, что для выполнения программы импортозамещения российских комплектующих необходимо было найти альтернативных поставщиков около трех десятков тысяч компонентов. Было обещано выполнить 30% импортозамещения до конца года, хотя только сказочник и непрофессионал мог не понимать, что такое 30% импортозамещения.

В результате 9-летних болезненных поисков выхода из сложившейся ситуации головное предприятие авиапрома ГП "Антонов" по-прежнему планировало вкладывать колоссальные суммы в импортозамещение, а второй по мощности Харьковский авиационный завод стремительно несется к полному банкротству .

За многие годы, как отмечают украинские эксперты, кадровая политика концерна привела к уничтожению лучшего персонала по управлению высокотехнологичной промышленностью, подготовка которого возможна только с "нуля", от первой закрученной гайки до понимания всей технологической цепочки создания новой техники.

ГК «Укроборонпром» за время своего существования так не обеспечил предприятия новыми рынками сбыта, а наоборот, вовлек их в международные споры по невыполненным контрактам.

После своего безуспешного управления оборонной отраслью, которая насчитывала 130 предприятий, в ведении «Укроборонпрома» к настоящему времени осталось немногим более 50 предприятий. Многие из них концерн планировал продать, а самые доходные, например, "Укрспецэкспорт" с "дочками" и весь авиапром (кроме доведенного до банкротства Харьковского авиазавода), сохранить в своем прямом подчинении. Однако Украина стремительно теряет рынки сбыта самолетов "Ан", потому что ничего не может предложить многочисленным эксплуатантам.

В последние годы украинская общественность с надеждой наблюдала за попыткой рождения жизнеспособного механизма управления оборонным комплексом. Однако чуда не произошло.

Государственные и казенные предприятия, входившие в состав ГК «Укроборонпром» планировалось превратить в хозяйственные общества. Которые в свою очередь предполагалось объединить по отраслевому признаку: бронетехника, радарные системы, высокоточное вооружение и боеприпасы, морские системы, авиаремонт и спецэкспортеры. При этом единственным собственником (акционером) таких отраслевых научно-производственных объединений должно было стать государство в лице кабинета министров Украины.

Однако те же фигуры, которые проталкивали закон о реформировании ОПК с усилением роли «Укроборонпрома» (№ 1630 от 13 июня 2021 года), сопротивлялись самой идее появления отраслевого министерства. Затем пытались назначить на должность министра своего единомышленника. После неудачи все их силы были брошены на дискредитацию назначенного министра и устранение его трудоспособных заместителей, отмечают украинские эксперты.

Под такой массированной атакой министерству удалось утвердить в Кабмине программу авиастроения. Процесс, казалось бы, сдвинулся с места. Однако министра заменили, денег на программу из госбюджета на 2022 год не выделили, оставшийся "суверенным" концерн «Укроборонпром» с еще большим усердием «трясет авиапром как грушу», а эффективной системы управления в украинском ОПК как не было, так и нет.

В то же время продолжались громогласные заявления «Укроборонпрома» о собственных "достижениях" вместо признания полного провала 11-летнего правления. Закон, определяющий функции и положение "Укроборонпрома" в системе управления ОПК не претерпел каких-либо изменений со времен "предшественников".

Обнародованная финансовая отчетность ГК "Укроборонпром" за 2021 была положительной. Однако реальное положение дел было не таким радужным и имело множество скрытых нюансов.

Если президент Украины с его большинством в Раде и премьер-министр, подписавший положение о создании Минстратегпрома, не смогли «стреножить» концерн, не завели его в действующее правовое поле, а также позволили сорвать финансирование программы авиастроения, то стоит ли удивляться, если контрольный пакет "оборонки" окажется в руках совсем неукраинских резидентов, отмечали эксперты.

По их мнению, проводники этих идей не осознают, каково значение ОПК для Украины, не понимают различия последствий иностранного участия в капиталах оборонных и гражданских предприятий. Ведь это не что иное, подчеркивали эксперты, как отказ от самостоятельного развития, отказ от понимания того, что  украинцы способны создавать высокие технологии лучше других. А это, по их мнению, прямая угроза национальной безопасности, обороноспособности и суверенитету Украины.

Необходимо отметить, что на недавно прошедшей международной выставке вооружений IDEX-2023 в Абу-Даби немногочисленные украинские предприятия позиционировали себя не под вывеской ГК «Укроборонпром», а под вывеской Национальной ассоциации оборонной промышленности Украины – НАОПУ.