Китай форсирует разработку палубного истребителя J-35

12.01.2022 // 09:28ТегиНовости
Два истребителя J-35 и два истребителя J-15 корпорации "Шэньян" возле южного трамплина авиабазы Хуандикунь / Фото компании Maxar Technologies

МОСКВА, 12 января. /СТАТУС-АРМС/. Программа создания палубной версии китайского истребителя нового поколения J-31, известной как J-35, предположительно получила статус официальной программы военно-морской авиации ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Истребитель создан китайской авиастроительной корпорацией "Шэньян" (Shenyang Aircraft Corporation, SAC), которая является подразделением государственной корпорации "Авик" (Aviation Industry Corporation of China, AVIC). Об этом сообщает информационно-аналитический центр "Джейнс", анализируя появившиеся в интернете снимки двух опытных образцов J-35 на авиабазе Хуандикунь.

Согласно спутниковым снимкам, опубликованным 28 декабря 2021 года, два J-35 находились рядом с двумя палубными истребителями J-15 корпорации "Шэньян" возле южного трамплина авиабазы Хуандикунь. Эта авиабаза является первым в Китае специализированным объектом для подготовки летчиков палубной авиации. В Хуандикуне базируются приписанные к авианосцам истребители J-15, летчики которых проводят на этой базе тренировки и испытания. Два имеющихся на авиабазе трамплина применяются для отработки короткого взлета, а два комплекта аэрофинишеров - для отработки посадки на авианосец.

Кроме того, на авиабазе Хуандикунь имеются две катапульты, одна из которых имеет паровой привод, а вторая является электромагнитной. Они были сертифицированы до начала строительства авианосца проекта 003 (Type 003) ВМС НОАК, архитектура которого обеспечивает взлет истребителей с помощью катапульты. В этой связи любой самолет, предназначенный для полетов с авианосца проекта 003 и, в частности, J-35, вероятно, должен пройти испытания на авиабазе Хуандикун. Ранее на этой авиабазе проводились испытания истребителей J-15T, осуществляющих взлет с помощью катапульты и посадку с применением аэрофинишеров.

По мнению экспертов "Джейнс", по крайней мере один из представленных на снимке самолетов может оказаться натурной моделью, поскольку на авиабазе Хуандикун есть множество зон с разметкой палубы, которые можно использовать для обучения летчиков операциям на борту авианосца.

Одноместный двухдвигательный самолет J-35 оснащен хвостовым оперением с двумя наклонными килями, высоко расположенной кабиной (аналогично прототипу малозаметного многоцелевого истребителя FC-31), складывающимися консолями крыла и выдвижным тормозным гаком, позволяющими выполнять взлет с катапульты и посадку с помощью аэрофинишеров.

В то же время опытный образец, который можно было увидеть в полете на снимках, опубликованных в конце 2021 года, имеет кабину экипажа обновленной конструкции, установленную в нижней носовой части оптоэлектронную станцию с инфракрасным каналом, вероятно, инфракрасную поисково-прицельную систему, а также тягово-сцепное устройство на передней опоре колесного шасси, которое позволяет взаимодействовать с катапультой.

Предположения о том, что на базе FC-31 создается палубный истребитель, возникли по крайней мере в 2018 года, но корпорация «Шеньян» подтвердила их только в 2021 году. Первый опытный образец этого самолета, поднявшийся в небо в декабре 2016 года, был создан на базе реконструированного прототипа FC-31 и оснащен двумя ТРДД WS-13E китайской разработки, которые заменили российские двигатели RD-93, установленные на базовом варианте.

Независимо от статуса и предназначения двух недавно замеченных J-35, их появление на главной испытательной базе военно-морской авиации НОАК подтверждает предположения о том, что этот тип авиатехники может стать китайским боевым самолетом корабельного базирования следующего поколения, превосходящим по своим возможностями J-15, которым оперирует этот вид войск ВМС НОАК в настоящее время.

В декабре 2021 года корпорация "Авик" разместила в интернете снимки, свидетельствующие о завершении производства корпорацией «Шеньян» первого истребителя J-15 в варианте для взлета с катапульты, который известен под названием J-15T. Он оснащен новой передней стойкой колесного шасси, на которой установлено тягово-сцепное устройство для катапульты и более прочная стойка крепления.

Как J-35, так и J-15T разрабатываются и производятся для третьего авианосца ВМС НОАК, который, как предполагается, оснащен электромагнитной катапультой и может быть спущен на воду в 2022 году. Первые два китайских авианосца, "Ляонин" (Liaoning) и "Шаньдун" (Shandong) оснащены трамплином и сконфигурированы для короткого трамплинного взлета и посадки с применением аэрофинишера. Строительство своего третьего авианосца проекта 003 Китай начал примерно в июле 2020 года.

Предполагается, что J-35 дополнит и в конечном счете заменит парк самолетов J-15 ВМС НОАК. Пока неизвестно, как появление J-15 в новой палубной конфигурации повлияет на программу J-35. Однако не исключено, что оба варианта палубного самолета, рассчитанных на взлет с помощью катапульты и посадку с помощью аэрофинишера, поступят на вооружение ВМС НОАК в ближайшем будущем.