Китай начал ходовые испытания первого авианосца собственной разработки

МОСКВА, 15 мая. /СТАТУС-АРМС/. Китайская судостроительная промышленная корпорация в Даляне DSIC(DalianShipbuildingIndustryCorporation) начала ходовые испытания первого полностью построенного силами национальной промышленности авианосца проекта 001А водоизмещением около 65 тысяч тонн.
Как сообщило агентство Синьхуа, после принятия на вооружение он станет вторым кораблем такого класса в ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК).
"Первый построенный нашим государством авианосец 13 мая на рассвете покинул причал и начал ходовые испытания", - указывается в сообщении. Другихподробностейобиспытанияхагентствонеприводит.Какотмечаютэксперты, Китайское управление по обеспечению безопасности на MSA (China’sMaritimeSecurityAgency) объявило закрытой для судоходства зону у побережья Даляна для проведения военных учений на период 13-18 мая.
Ходовые испытания нового авианосца начались спустя один год и две недели после его спуска на воду в Даляне. Авианосец пока не получил официального названия и бортового номера. Он известен как корабль проекта 001A, однако китайская пресса также иногда называет его "Шаньдун". Архитектура корабля аналогична первому китайскому авианосцу "Ляонин"(Liaoning), который был создан на базе переделанного бывшего советского тяжелого авианесущего крейсера "Варяг", купленного у Украины. На корабле реализована концепция STOBAR (shorttake-offbutarrestedrecovery), обеспечивающая короткий трамплинный взлет самолетов и их посадку с помощью аэрофинишера.
Все оборудование нового авианосца, по всей вероятности, полностью произведено китайской промышленностью. Как отмечают эксперты, строительство такого крупнотоннажного и сложного боевого корабля является значительным достижением не только Народно-освободительной армии Китая (НОАК), но и всей китайской судостроительной промышленности.
Основные внешние изменения в архитектуре нового авианосца сконцентрированы вокруг надстройки островного типа, расположенной по правому борту. Здесь установлена РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР) типа 346, аналогичная усовершенствованной версии РЛС с ФАР новейших китайских эсминцев. При этом панели ФАР расположены выше и под углом к самой надстройке. Надстройка имеет дополнительный второй мостик, расположенный над первым, а сама надстройка островного типа немного короче по сравнению с надстройкой авианосца «Ляонин».
По всей вероятности существенные изменения коснулись внутренних помещений. На фотографиях, в частности, видны четыре места расположения зенитных ракетных комплексов.
По сообщениям гонконгской печати, Китай в прошлом году начал строительство на судоверфи в Шанхае своего третьего авианосца, который будет оснащаться суперсовременной системой электромагнитных катапульт для ускорения взлета самолетов.
Авианосец проекта 001А оснащен неядерной силовой установкой. Спуск на воду состоялся в апреле 2017 года. По аналогии с "Ляонином" проект 001А вместо катапульт оснащен взлетным трамплином, угол которого составляет не 14, а 12 градусов. Надстройка нового корабля занимает на 10% меньше площади на палубе по сравнению с первым авианосцем НОАК, однако она выше на один уровень.
Как сообщали китайские СМИ, авиакрыло проекта 001А может включать до 35 палубных истребителей J-15 ("Цзянь-15", аналог Су-33) производства авиастроительной корпорации в Шеньяне (ShenyangAircraftCorporation), в то время как на "Ляонине" базируются только 24 таких самолета.
Корабль будет оснащен зенитным ракетным комплексом малой дальности HQ-10 ("Хунци-10", лицензионная копия российского С-300ПМУ-1) и автоматической артиллерийской установкой H/PJ-11.
Первый построенный в КНР силами национальной промышленности авианосец завершит ходовые испытания и будет передан ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) до конца текущего года, сообщила газета "Глобал таймс".
"Подрядчику потребуется около 6 месяцев для того, чтобы завершить все испытания. Это означает, что мы можем ожидать передачу корабля (ВМС НОАК) до конца года", - приводит издание слова китайского военного обозревателя СунЧжунпина. По данным газеты, в ходе испытаний будут протестированы силовая установка, системы связи, пожаротушения и электро-механическое оборудование корабля. Вооружение и боевые системы будут протестированы после передачи авианосца ВМС НОАК. Как отмечают опрошенные "Глобал таймс" эксперты, столь сжатые сроки испытаний обусловлены тем, что национальная промышленность успела накопить определенный опыт при модернизации и ремонте первого авианосца - "Ляонина", который также обслуживался на военной верфи в городе Далянь.
В связи с началом ходовых испытаний нового авианосца спустя 54 недели после его спуска на воду эксперты отмечают, что британский авианосец «Куин Элизабет» (HMSQueenElizabeth) был спущен на воду в июле 2014 года, однако его морские испытания начались только в июне 2017 года.
Как указывает издание, судостроитель в случае с "Ляонином" потребовал проведения 10 ходовых испытаний прежде, чем авианосец был передан флоту. "В то время у нас не было опыта строительства авианосцев, поэтому нам требовалось больше времени для поэтапного испытания каждого из узлов. Однако благодаря тем компетенциям, которые мы приобрели с помощью "Ляонина", ходовые испытания нового авианосца, вероятно, пройдут проще и легче, поэтому НОАК не придется ждать слишком долго", - приводит газета мнение другого военного обозревателя Ли Цзе.
При этом после передачи авианосца ВМС НОАК потребуется еще около года для достижения им боевой готовности. "Ляонину" потребовалось для этого шесть лет. Второму авианосцу, вероятно, потребуется около двух лет, поэтому ожидается, что две авианосные ударные группы в составе ВМС НОАК появятся к 2020 году", - заявил газете главный редактор журнала "Цзяньцзайуци" (англоязычное название - Shipborneweapons) Ши Хун.