Китай поставит Эмиратам УБС L-15
МОСКВА, 11 апреля. /СТАТУС-АРМС/. КНР подписала соглашение с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ), которые ранее выразили намерение закупить учебно-тренировочные/легкие боевые самолеты (УТС/ЛБС) L-15 производства китайской государственной авиастроительной корпорации AVIC (Aviation Industry Corporation of China). Соответствующее заявление компания разместила в своем официальном аккаунте в мессенджере «Вичат» (WeChat).
Самолет L-15 с возможностью дозаправки в воздухе регулярно демонстрировался на военных выставках ОАЭ в последние годы. В последний раз уменьшенная модель этого УТС/ЛБС с нанесенными на нее опознавательными знаками Военно-воздушных сил (ВВС) Эмиратов была показана на салоне вооружений IDEX-2023.
Как заявляют производители, помимо возможности обучения летчиков-истребителей четвертого и пятого поколений с помощью L-15 этот самолет также может атаковать воздушные и наземные цели.
Согласно порталу «Эйр Рекогнишн» (Air Recognition), L-15, известный также как JL-10 в составе ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК), разработан китайской авиапромышленной группой «Хунду» (Hongdu Aviation Industry Group, входит в AVIC) в сотрудничестве с российским опытно-конструкторским бюро имени Яковлева. Первый полет L-15 совершил в 2006 году, а на вооружение китайских ВВС поступил в 2012 году.
Этот дозвуковой самолет продвинутой летной подготовки оснащается двигателями АИ-222-25 украинского предприятия «Ивченко-Прогресс» и имеет семь внешних точек подвески вооружений. Сверхзвуковая модификация L-15 оснащена турбореактивным двухконтурным двигателем с форсажной камерой (ТРДДФ) АИ-222К-25. Согласно украинским источникам, которые привел «Эйр Рекогнишн», УТС на 25% состоит из композиционных материалов, а срок его службы достигает 10 тыс. летных часов.
В свою очередь, боевая версия L-15 (L-15B) снабжена двигателем АИ-222К-25Ф, способного развивать максимальную скорость до числа М=1,4. В отличие от учебно-тренировочной модификации L-15A самолет L-15B обладает укороченными взлетом и посадкой и имеет две дополнительные точки подвески для ракет. На оба варианта самолета установлена бортовая радиолокационная станция (БРЛС) с пассивной электронной антенной решеткой.
В числе других особенностей L-15 эксперты выделяют наличие у него современной стеклянной кабины экипажа с нашлемным индикатором и многофункциональными дисплеями как для летчика, сидящего впереди, так и для инструктора позади него. Бортовое оборудование самолета включает цифровую электродистанционную систему управления полетом (ЭДСУ), модули инерциальной и спутниковой навигации и многорежимный радар.
Согласно информации с китайского стенда на IDEX-2023, дальность полета L-15 составляет 1,7 тыс. км или 2,8 тыс. км с дополнительными топливными баками, что соответствует 2,4 (3,8) часа полета без дозаправки. Рабочая высота — 13500 метров, максимальная скорость — 1000 км/ч.
Максимальная взлетная масса L-15 — 10,7 тонны, масса авиационных средств поражения (АСП) чуть менее 3 тонн. Это могут быть ракеты класса «воздух — воздух», «воздух — поверхность» и авиационные бомбы. Также под фюзеляжем ЛБС размещается 23-мм автоматическая пушка.