Китай продвигает на мировой рынок истребитель пятого поколения FC-31

28.02.2022 // 09:17ТегиНовости
Макет истребителя FC-31 / Фото корпорации «Авик»

МОСКВА, 28 февраля. /СТАТУС-АРМС/. Китайская государственная корпорация авиационной промышленности "Авик" (AVIC, Aviation Industry Corporation of China) сформировала специальное управление для продвижения на мировой рынок многоцелевого истребителя пятого поколения FC-31 разработки корпорации "Шэньян эйркрафт корпорейшн" (Shenyang Aircraft Corporation, SAC). Об этом сообщил информационно-аналитический центр "Джейнс" (Jane’s) со ссылкой на доклад "Авик", опубликованный в середине февраля.

Цель нового управления - заключение соглашений по экспортной продаже истребителя FC-31, а также продажа этого самолета, уменьшенная модель которого демонстрировалась на авиасалоне "Эйршоу Чайна-2021" (Airshow China 2021) в Чжухае.

По мнению экспертов, открытие управления экспортных продаж может свидетельствовать о том, что FC-31 был готов к запуску в серийное производство и продаже еще в конце 2020-х годов. FC-31 является третьим по счету экспортноориентированным боевым самолетом китайского производства. Первым стал легкий истребитель JF-17"Тандер" /FC-1 "Сяолун" (JF-17 Thunder/FC-1 Xiaolong) совместного производства пакистанского предприятия PAC (Pakistan Aeronautical Complex) и китайской авиапромышленной группы "Чэнду" (CAIG, Chengdu Aircraft Industry Group), а вторым - многоцелевой истребитель J-10 компании "Чэнду".

FC-31 обладает преимуществами малозаметного истребителя пятого поколения при относительно низкой закупочной стоимости в сравнении с самолетами F-35 фирмы "Локхид Мартин" (Lockheed Martin). Затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание китайских аналогов могут быть выше, поскольку FC-31 оснащен двумя, а не одним двигателем, как американский F-35.

Как полагают аналитики, отсутствие на данный момент твердых контрактов со стороны Народно-освободительной армии Китая (НОАК) на поставки FC-31 может понизить доверие к этому самолету со стороны потенциальных иностранных заказчиков.

До последнего времени FC-31 позиционировался на экспортном рынке в качестве альтернативы американским (F-35) и российским (Су-57, Су-75) платформам. В особенности это касалось стран, желающих иметь на вооружении своих ВВС малозаметные истребители, но не обладающих достаточными средствами на их покупку. Также FC-31 доступен для государств, в отношении которых действуют экспортные ограничения, наложенные США.

По оценкам экспертов, новейший китайский истребитель может продвигаться на рынок Юго-Восточной и Центральной Азии, Латинской Америки и Африки. Именно в странах этих регионов, считают эксперты, бюджетные, экономические и политические соображения могут серьезно повлиять на решение о закупках, и именно там китайские машины смогут конкурировать с будущими Су-75 "Чекмейт" (Checkmate) российской компании "Сухой", KF-21 корейской KAI (Korea Aerospace Industries), TF-X турецкой TAI (Turkish Aerospace Industries) и индийскими "Теджас" компании "Хиндустан Аэронотикс Лимитед" (Hindustan Aeronautics Limited).

Согласно экспертам "Джейнс", о создании нового управления стало известно после того, как в интернете появились снимки первого истребителя J-10C фирмы CAIG в раскраске пакистанских ВВС. Эти фотографии свидетельствуют о начале экспортных продаж данного типа самолета. Пакистан мог заказать у Китая от 24 до 36 истребителей J-10C, первая партия которых может быть поставлена в скором времени и уже 23 марта принять участие в параде по случаю дня независимости страны.

Пакистан совместно с Китаем производит и является оператором легкого многоцелевого истребителя JF-17 "Тандер", выпускаемого в варианте "блок-3" (Block III). Этот самолет оснащен бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС с АФАР), передовым бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) и ракетами PL-15 с загоризонтной дальностью.

Помимо Пакистана JF-17 находится на вооружении ВВС Мьянмы и Нигерии, а в январе 2022 года первым зарубежным покупателем самолетов JF-17 "блок-3" стал Ирак. По данным экспертов, иракцы заказали 12 JF-17 с возможностью последующей дополнительной закупки данного истребителя в будущем. Поставки, как ожидается, начнутся в середине 2020-х годов.

Интерес к китайско-пакистанскому самолету JF-17 ранее проявляли Аргентина, Азербайджан, Бангладеш и Малайзия.

Опытный образец FC-31 представляет собой одноместный двухдвигательный малозаметный многоцелевой самолет с хвостовым оперением с двумя наклонными килями и высоко расположенной кабиной экипажа. По своим габаритам FC-31 меньше, чем китайский истребитель пятого поколения J-20 компании CAIG, и раньше позиционировался в качестве альтернативы J-20, так и в качестве дополнения. При этом официальных заказов на FC-31 со стороны НОАК пока не поступало.

Первый опытный образец истребителя FC-31 совершил первый полет в октябре 2012 года. Второй, усовершенствованный вариант с двумя китайских ТРДД WS-13E, поднялся в небо в декабре 2016 года.

Помимо более мощных двигателей, заменивших российские ТРДД РД-93, которые установлены на первой версии самолета, усовершенствованный истребитель отличается улучшенной конфигурацией аэродинамических поверхностей управления и индикаторной панели. Кроме того, двухсегментная конструкция фонаря кабины была заменена усиленной цельной конструкцией.

Палубный истребитель J-35, созданный на базе второго опытного образца FC-31 для взлета с корабля при помощи катапульты и посадки посредством аэрофинишера, предназначен для базирования на третьем авианосце проекта "Тип-003" (Type 003) ВМС НОАК. Предполагается, что этот корабль, развертывание на вооружении которого запланировано на текущий год, будет оснащен электромагнитной катапультой.

Первый опытный образец самолета J-35 поднялся в небо в октябре 2021 года, а в конце декабря уже два истребителя J-35 были замечены на авиабазе Хуандикунь, на которой размещается китайская палубная истребительная авиация.