Компания "Аэронотикс" вывела на рынок БЛА "Орбитер-5"

МОСКВА, 14 июля. /СТАТУС-АРМС/. Израильская компания "Аэронотикс" (Aeronautics) разработала новый средневысотный беспилотный летательный аппарат (БЛА) большой продолжительности полета "Орбитер-5" (Orbiter 5). По данным портала "Юропиэн Дифенс Ревью" (European Defense Review, EDR), очередной представитель семейства "Орбитер" был продемонстрирован на завершившимся недавно в Ле-Бурже авиасалоне "Париж Эйршоу-2023" (Paris Air Show 2023).
Как сообщил журналистам на выставке генеральный директор "Аэронотикс" Дэн Сласки, цель новой разработки состояла в том, чтобы обеспечить возможностями средневысотного полета большой продолжительности MALE (medium-altitude long-endurance) для БЛА тактического класса, предназначенного для ведения наблюдения, разведки и сбора информации (НРСИ).
Вплоть до появления беспилотника "Орбитер-4" компания "Аэронотикс" шла по пути эволюционного развития своих аппаратов - новые продукты в значительной степени основывались на опыте и конструкции предыдущих. Со своим новым «Орбитер-5" компания, базирующаяся в г.Явне, к югу от Тель-Авива, прервала эту практику, поскольку он создан на базе совершенно другой концепции.
Когда пять лет назад "Аэронотикс" приступила к проектированию очередного представителя семейства "Орбитер", ее целью было бросить вызов 1-2-тонным платформам с планером массой менее 100 кг, способным значительно уменьшить зону занимаемого пространства не только за счет уменьшенных габаритов, но и за счет способности работать без взлетно-посадочных полос (ВПП).
Аэродинамическая конфигурация "Орбитер-5" близка к схеме "летающее крыло"; размах крыла, оснащенного направленными вниз законцовками, составляет 6,4 метра; длина фюзеляжа составляет всего 2 метра, и он не сильно выступает от основания крыла; максимальная взлетная масса аппарата 75 кг, треть из которых приходится на полезную нагрузку (ПН).
Это означает, что помимо оптоэлектронной/инфракрасной бортовой станции в карданном подвесе, которая включает датчики дневного и ночного видения, а также лазерный дальномер/целеуказатель, "Орбитер-5" может нести дополнительные системы массой не более 10 кг. В Ле-Бурже БЛА был выставлен без переднего обтекателя, что позволило рассмотреть установленную на нем антенну малоразмерной морской радиолокационной станции µMPR Ка-диапазона компании "Бёрд Аэросистемз" (Bird Aerosystems), дальность обнаружения которой составляет 30 км, а масса - 7 кг. На беспилотник могут также быть установлены системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ), радиоэлектронной разведки (РЭР) и радиотехнической разведки (РТР). Алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ) применяются для оптимизации операций.
Это существенно повышает потенциал БЛА при полетах над морем, хотя разработчик подчеркивает, что 90% задач "Орбитер-5" выполняет с использованием оптоэлектронной станции компании "Контроп" (Controp), принадлежащей "Аэронотикс" и "Рафаэль" (Rafael), причем "Рафаэль" владеет также частью акций "Аэронотикс". К сентябрю "Аэронотикс" будет полностью принадлежать "Рафаэль".
Вместе с тем еще одним ключевым элементом "Орбитер-5" является канал передачи данных, который предоставляет "Коммтакт" (Commtact), другая дочерняя компания "Аэронотикс". В нем используется технология скачкообразной перестройки частоты 256 каналов для противодействия возможным помехам, а дальность передачи данных в пределах прямой видимости составляет 150 км.
Вся бортовая электроника БЛА требует существенного количества энергии. В этой связи "Аэронотикс" обратилась к своей итальянской дочерней компании "Занзотерра Текнолоджис" (Zanzottera Technologies), специализирующейся на создании двигателей для БЛА, с просьбой специально разработать для "Орбитер-5" силовую установку с системой двойного зажигания мощностью 11 л.с., который приводит в действие двухлопастный толкающий воздушный винт, обеспечивая максимальную скорость 130 км/ч. Ключевой задачей также является выработка двигателем необходимой для функционирования бортовой ПН электроэнергии в 600 Вт. Продолжительность полета "Орбитер-5" достигает 25 часов, максимальная высота полета - 5500 метров. "Аэронотикс" считает, что БЛА можно оснастить спутниковым каналом передачи данных типа SATCOM для увеличения дальности действия.
Для обеспечения безопасности на "Орбитер-5" установлена двойная авионика с резервированием всех систем, в то время как навигация обеспечивается даже в зонах, недоступных для сигналов спутниковой связи GPS.
Взлет БЛА осуществляется с помощью катапульты, установленной на транспортном средстве. Перед запуском планер быстро собирается на стартовой площадке с помощью всего одного инструмента. Для возвращения БЛА после выполнения задания предусмотрена парашютная система.
В составе с "Орбитер-5" применяется та же наземная станция управления (НСУ), что и в предыдущих моделях серии. Мультиплатформенное ПО обеспечивает его совместимость со всеми аппаратами, а обновления автоматически внедряются во все элементы взаимосвязанной системы "Аэронотикс". Это позволяет уменьшить проблемы, не только связанные с логистикой, но и с обучением при переходе от одного БЛА семейства к другому.
Хотя об "Орбитер-5" стало известно совсем недавно, он уже поставляется двум заказчикам, которые заключили с "Аэронотикс" объемные контракты, и которых компания не раскрывает. Также были проведены демонстрации нового БЛА ряду других потенциальных заказчиков и еще одна крупномасштабная демонстрация запланирована до конца года.
Компания "Аэронотикс" работает над дорожной картой совершенствования "Орбитер-5", которая включает в том числе обеспечение режима вертикального взлета и посадки, который еще больше повысит универсальность беспилотника и сократит логистические затраты, позволяя осуществлять запуск без использования катапульты.
Для поддержки растущего бизнеса "Аэронотикс" вскоре переедет в новое помещение, где будут работать около 500 ее сотрудников. Руководство компании подчеркнуло, что молодой возраст специалистов и тот факт, что многие из них являются операторами БАС Армии обороны Израиля в резерве, являются ключевыми факторами для поддержания высокого уровня инноваций. Согласно компании, когда появляется очередная модификация в семействе "Орбитер", она не заменяет предыдущие модели, а включает новые возможности. Как стало известно, в "Аэронотикс" уже реализуются программы новых разработок, поэтому "Орбитер-5" - далеко не последний представитель семейства.