Компания Saab приступила к поставке серийных истребителей Gripen-E
МОСКВА, 29 ноября. /СТАТУС-АРМС/. Шведская компания Saab («Сааб») 24 ноября начала серийные поставки боевых самолетов Gripen E («Грипен-Е») для ВВС Швеции. Об этом сообщило Министерство обороны Швеции.
Поставки первых двух Gripen E из 60, закупленных для шведских ВВС, совпали с началом поставок первых четырех истребителей этого типа под обозначением F-39E Gripen в Бразилию.
Бразильские самолеты принял 24 ноября на заводе компании Saab в Линчёпинге (Швеция) командующий ВВС генерал-лейтенант Карлос де Алмейда Баптиста Жуниор. Впоследствии эти самолеты будут переправлены в Бразилию и развернуты в составе эскадрильи "Ягуар" (Jaguar), расположенной на базе 2-го крыла в Анаполисе (шт.Гояс).
Управление по закупкам ВВС Бразилии приобрело 24 октября 2014 года 36 истребителей "Грипен-NG", в том числе 28 одноместных F-39E и восемь двухместных F-39F, а также и два пилотажных тренажера за 38,9 млрд шведских крон (4,25 млрд дол) для обеспечения требований по программе F-X2 бразильских военно-воздушных сил. Последние два истребителя планируется передать Бразилии в 2026 году.
Кроме того, в рамках контракта на поставку Gripen E в Бразилию предусмотрены: офсетная программа стоимостью 9,1 млрд дол, подписанная 24 октября 2014 года; пятилетний контракт на логистическую поддержку подрядчика на сумму 541 млн шведских крон (59 млн дол) от 18 декабря 2014 года; контракт на поставку авиационных средств поражения (АСП) на сумму 245,3 млн дол, подписанный 23 апреля 2015 года.
Первые два истребителя Gripen E для ВВС Швеции поступят в авиационное крыло Скараборг (F7), базирующееся в Сатенасе на юго-западе Швеции. Помимо поставок в это авиакрыло, оставшиеся самолеты будут направлены в крыло Блекинге (F17) в Роннебю на крайнем юге Швеции и крыло Норрботтен (F21), также базирующееся на юге страны. Четвертое авиакрыло, Уппсала Уинг (F16), также расположенное на юге Швеции, будет сформировано с 2022 года. В составе каждого авиакрыла будет две эскадрильи.
Как ранее сообщала компания Saab, улучшения Gripen E по сравнению с более ранними моделями C/D можно разделить на категории с точки зрения живучести, бортовых датчиков, общих систем, полезной нагрузки, системы связи, дальности действия, авионики, сопряжения человеко-машинного интерфейса и датчиков.
Улучшения по живучести связаны со снижением эффективной поверхности рассеяния самолета (ЭПР), численное значение которой засекречена; многофункциональной системы радиоэлектронной борьбы; улучшением приемников радиолокационного предупреждения; расширением возможностей разведки, наблюдения и обнаружения целей, а также геолокации угроз; обработки данных по множественным угрожающим целям; возможностям постановки направленных помех и применением средства радиоэлектронного противодействия.
Самолет оснащен бортовой РЛС с АФАР Selex ES Raven и инфракрасной поисково-следящей системой Selex ES Skyward-G. Общие системные улучшения для Gripen E включают повышенную мощность и охлаждение БРЛС с АФАР и систем РЭБ. Увеличенная полезная нагрузка обеспечивается двумя добавленными подфюзеляжными узлами подвески, двумя подкрыльными узлами подвески и интеграцией дополнительных устройств типа усовершенствованного прицельного контейнера Rafael Litening G4 и модуля разведки RecceLite. Кроме того, могут быть интегрированы усовершенствованные системы вооружения.
Повышенные летно-технические характеристики самолета обеспечены заменой нынешнего двигателя General Electric GE F404 на более мощный F414G, который будет обозначен как F414-GE-39E для Gripen E, а дополнительные 1100 кг топлива увеличат радиус действия (в зависимости от профиля выполняемой боевой задачи и загрузки) от примерно 800 км до 1295 км.
Новая авионика Gripen E основана на стандартном программном интерфейсе ARINC-653, а стандартные коммерческие компоненты с открытой архитектурой включают компьютер управления полетом, компьютер управления тягой, блок обработки видео, три устройства отображения информации на лобовом стекле, и цифровой проекционный дисплей. Система навигации полностью дублирована, а приемник спутниковой системы GPS устойчив к помехам.
ВВС Швеции в настоящее время имеют 73 одноместных самолета Gripen A и 24 двухместных самолета Gripen D. Ранее в 2021 году правительство Швеции увеличило количество оставляемых на вооружении устаревших истребителей Gripen, которые оно намерено сохранить наряду с новыми Gripen E. В январе министр обороны Питер Халтквист заявил, что ВВС Швеции будут иметь в общей сложности 100 самолетов Gripen в двух вариантах.
Согласно комментариям Халтквиста, ВВС теперь сохранят 40 Gripen C/D, хотя пока еще неясно, сколько будет одноместных Gripen C и двухместных Gripen D. Общий парк истребителей Gripen будет разделен между четырьмя эскадрильями Gripen E и двумя эскадрильями Gripen C/D.
По словам Халтквиста, помимо истребителей Gripens ВВС Швеции вкладывают средства в новую крылатую ракету. Никаких подробностей по этой ракете не разглашается. Однако в своем выступлении министр обороны упомянул по «инвестиции в бортового робота для борьбы с наземными целями на больших дальностях», что в контексте Швеции, скорее всего, это упоминание относится к крылатой ракете, а не к беспилотному боевому летательному аппарату.