Компания "Сафран" представила модернизированный высокоточный боеприпас AASM "Хаммер-1000"

20.11.2023 // 18:35ТегиНовости
Боеприпас AASM "Хаммер-1000" / Фото EDR

МОСКВА, 20 ноября. /СТАТУС-АРМС/. Компания "Сафран Элетроникс энд Дифенс" (Safran Electronics & Defense) представила на завершившемся недавно в ОАЭ авиасалоне "Дубай Эйршоу - 2023" (Dubai Airshow 2023) усовершенствованную версию своего боеприпаса AASM (Armement Air-Sol Modulaire) "Хаммер-1000" (HAMMER 1000, Highly Agile Modular Munition Extended Range). Об этом сообщило онлайн-издание "Юропиэн Дифенс Ревью" (European Defence Review, EDR).

AASM "Хаммер" - это высокоточный боеприпас всепогодного действия, запускаемый вне зоны действия ПВО противника и разработанный в начале 2000-х годов компанией "Сежем" (Sagem), ныне "Сафран Элетроникс энд Дифенс".

Он представляет собой модульную систему, состоящую из переднего комплекта наведения и комплекта увеличения дальности стрельбы, установленного в задней части боеприпаса-авиабомбы воздушного базирования.

В настоящее время на рынке доступны две версии этого боеприпаса: "Хаммер-250", в котором комплекты наведения и повышения дальности устанавливаются на бронебойную авиабомбу Mk 82 или массой 227 кг, и "Хаммер-1000", где за основу берется бомба BLU-109 или Mk 84 массой 907 кг. В то время как менее габаритный "Хаммер" предназначен для поражения транспортных средств, зданий или укреплений, боеприпас увеличенного размера благодаря четырехкратной взрывной нагрузке применяется для уничтожения мостов, аэродромов, кораблей или укрепленных целей.

В обоих случаях комплект наведения доступен в трех различных версиях. Самый простой из них – всепогодная инерциальная система наведения с коррекцией координат по сигналам спутниковой системы (INS/GPS). В этом варианте инерциальный элемент которого базируется на системе HRG "Кристал" компании "Сажем" (Sagem HRG Crystal), обеспечивающей высокую точность даже в отсутствии сигналов спутниковой системы. Второй вариант предусматривает ту же систему навигации INS/GPS, но дополненную инфракрасная головка самонаведения (ИК ГСН) с цифровыми алгоритмами корреляции отображения местности с эталонной картографической программой на конечном участке траектории. Это не только дополнительно повышает точность, но и позволяет выполнять операции на больших углах атаки, что, например, позволяют точно поразить крышу одиночного здания. Для борьбы с движущимися целями доступен комплект наведения третьего типа, в котором ИК ГСН заменена полуактивным лазерным самонаведение, позволяющим с максимальной точностью наводить боеприпас на цель, освещаемую самим самолетом или внешним лазерным источником.

Между тем в зависимости от массы для "Хаммеров" доступны различные комплекты увеличения дальности. Они оснащены ракетным ускорителем и четырьмя стабилизаторами, которые выдвигаются после пуска. Вариант без ускорителя также доступен, но только для версии "Хаммер-250", которая после пуска превращается в планирующую бомбу, однако предпочтительным является решение с ракетным двигателем.

В то время как боеприпас AASM "Хаммер-250" был принят на вооружение более десяти лет назад и полностью зарекомендовал себя в боевых условиях, версия в1000 кг, представленная на авиасалоне в Дубае, поступила на вооружение менее года назад.

Согласно компании "Сафран", для "Хаммера" разрабатывается новый двигатель, который существенно увеличит дальность боеприпаса. Имеющиеся в настоящее время возможности обеспечивают дальность от 50 до 70 км. При этом 70 км достигается при сбросе с очень большой высоты, около 15000 метров. Как предполагают в EDR, "Сафран" планирует удвоить или даже утроить дальность "Хамеер" до 150-200 км.

По данным экспертов EDR, ракета AASM "Хаммер-250" в настоящее время применяется военно-воздушными силами (ВВС) Хорватии, Египта, Индии, Марокко и Катара. Также этот боеприпас развернут на вооружении ВВС Франции, которая в настоящее время является единственным оператором "Хаммер-1000" - эта версия интегрирована на их парк истребителей "Рафаль"  (Rafale), обновленных до стандарта F4.1. Начиная с 2027 года "Рафаль" F4 начнут получать ВВС ОАЭ, поэтому демонстрация в Дубае AASM "Хаммер-1000" была полностью логичной.