Конвертоплан фирмы «Белл» выиграл в тендере СВ США на перспективный вертолет FLRAA

МОСКВА, 6 декабря. /СТАТУС-АРМС/. Американская компания «Белл» (Bell), входящая в состав группы «Текстрон» (Textron), победила в тендере Сухопутных войск (СВ) США по программе перспективного ударного вертолета большой дальности полета FLRAA (Future Long-Range Assault Aircraft). Как сообщил еженедельник «Дифенс Ньюс» (Defense News), компания «Белл» стала подрядчиком по крупнейшей за последние 40 лет программе закупок, инициированной СВ.
Стоимость сделки по ударному вертолету нового поколения оценивается в 1,3 млрд долларов. Такими машинами СВ планируют к 2030 году заменить парк из почти 2000 многоцелевых вертолетов «Блэк Хоук» (Black Hawk) и около 1200 ударных винтокрылых машин «Апач» (Apache). Ожидается, что новейший вертолет типа FLRAA возьмет на себя функции обеих платформ, выполняя ударные и транспортные задачи.
Основными претендентами на роль новейшей платформы до недавнего времени являлись конвертоплан V-280 «Вэлор» (Valor) разработки «Белл» и вертолет «Дефайант-Экс» (Defiant X) корпорации «Боинг» (Boeing), выполненный по соосной схеме расположения несущих винтов. Решение о том, какой из них победит в тендере, как ожидалось ранее, будет принято в октябре. Однако процесс несколько затянулся в связи с бюрократическими процедурами.
Оба образца совершали испытательные полеты в течение нескольких последних лет. В то время как аппарат «Вэлор» фирмы «Белл» впервые поднялся в воздух в соответствии с графиком в декабре 2017 года, «Боинг» и его партнер «Сикорский» (Sikorsky), входящий в концерн «Локхид Мартин» (Lockheed Martin), столкнулись с рядом проблем при подготовке своего образца к первому полету, в результате чего это событие было отложено более чем на год.
В числе таких неудач, в частности, оказалась авария одного из двух опытных образцов вертолета «Рейдер-Экс» (Raider X, уменьшенная версия Defiant X) во время летных испытаний во Флориде в августе 2017 года. В итоге официальный первый полет винтокрылой машины «Боинг» и «Сикорского» состоялся лишь в марте 2019 года, а окончательно все этапы испытаний и разработки образцов обоих участников тендера завершились в конце 2021 года.
Одним из требований СВ США, предъявленным к новейшему вертолету, стала возможность совершать полет без дозаправки на дальность около 2800 км. При этом машина должна обладать достаточной маневренностью для доставки бойцов на передовую.
Перед тем, как «Белл» списала полетный демонстратор своего конвертоплана «Вэлор» в июне 2021 года, он успел налетать свыше 214 часов. Аппарат продемонстрировал высокую маневренность на низких скоростях полета и способность преодолевать большие расстояния. Кроме того, он смог развить максимальную скорость в 565 км/ч.
По заявлению «Белл», за время испытаний V-280 совершил 15 вылетов под управлением в общей сложности пяти летчиков-испытателей, которые наряду с пехотинцами и инженерами-техниками оставили свои отзывы о машине, учтенные при ее дальнейшем совершенствовании.
«Дефайант», в свою очередь, налетал всего 63,9 часа, показал максимальную скорость в 457 км/ч и способность маневрирования на высоте в несколько десятков метров и при скорости примерно 370 км/ч. Как пояснили представители компании «Сикорский», аппарат также продемонстрировал возможность совершать повороты с креном в более чем 60 градусов, осуществлять посадку в замкнутом пространстве и нести на внешней подвеске транспортный контейнер с управляемыми ракетами типа GMLRS (Guided Multiple Launcher Rocket System) массой 2,4 тонны.
Согласно «Дифенс Ньюс», прототипы аппарата фирмы «Белл» должны поступить в войска к 2025 году. Минимальный объем работ, предусмотренный заключенным с «Белл» контрактом, оцениваются в 232 млн долларов, а финансовый потолок сделки — в 1,3 млрд долларов, если все опционы будут реализованы.
По свидетельству генерал-майора Роберта Бэрри, возглавляющего управление программы развития армейской авиации СВ США, техническая разработка изделия, технологическая подготовка производства и выпуск начальной ограниченной партии новых вертолетов могут обойтись заказчику еще в 7 млрд долларов. По его словам, если войска будут закупать такие вертолеты для полноценного укомплектования подразделений на весь срок службы данной техники, то совокупная стоимость программы с учетом потенциального экспорта может достигнуть 70 млрд долларов.
Необходимо отметить, что практически одновременно с этой программой СВ США планируют разработать и получить на вооружение еще один перспективный вертолет — FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft), предназначенный для разведывательных операций. В 2013 году СВ решили списать аппараты «Кайова Уорриор» (OH-58D Kiowa Warrior) все той же фирмы «Белл», освободив нишу ударно-разведывательных вертолетов в своем составе. С тех пор данную функцию выполняют винтокрылые машины «Апач» и беспилотники «Шэдоу» (Shadow).
Вертолет по программе FLRAA должен быть принят на вооружение в 2030 году. Примерно в это же время войска должны начать получать и первые винтокрылые машины типа FARA, за право на поставку которых также борются между собой «Белл» и «Локхид Мартин».
Контракт по программе FLRAA знаменует собой большое событие для американских Сухопутных войск, поскольку две ключевые платформы армейской авиации США не обновлялись с 1980-х годов, а все многочисленные попытки закупить другие вертолеты на протяжении последних десятилетий терпели фиаско. Так, в 2004 году была отменена программа по закупке аппаратов RAH-66 «Команч» (Comanche) совместного производства «Боинг» и «Сикорский», несмотря на то что на его разработку было потрачено почти 7 млрд долларов.