Международная выставка вооружений «Вьетнам Дифенс 2022» открылась в Ханое

08.12.2022 // 14:06ТегиНовости
Легкий фрегат класса "Гепард" ВМС Вьетнама / Фото «СТАТУС-АРМС»

МОСКВА, 8 декабря. /СТАТУС-АРМС/. Более 170 вьетнамских и зарубежных предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), в том числе и из России, принимают участие в открывшейся 8 декабря в Ханое международной оборонной выставке Vietnam Defense 2022 («Вьетнам дифенс 2022»). Экспозиция, организованная в военном аэропорту Зялам вьетнамской столицы, продлится до 10 декабря.

Выступая на церемонии открытия выставки, премьер-министр Вьетнама Фам Минь Чинь отметил, что она направлена на содействие международной интеграции, расширение оборонной дипломатии и укрепление доверия между Вьетнамом и странами всего мира.

«На фоне усиления все более острых традиционных и нетрадиционных вызовов безопасности необходимо активизировать международное сотрудничество, поддерживать многосторонность и солидарность, а также тесную координацию между странами на основе справедливости и международного права», — отметил глава правительства. По его словам, вьетнамская выставка — это хорошая возможность для специалистов в сфере обороны, представителей предприятий оборонной промышленности и безопасности встретиться, обменяться мнениями и обсудить пути развития сотрудничества, ориентированного на мир во всем мире, процветание и развитие.

Экспозиция разместилась в крытых павильонах общей площадью более 50 тыс. квадратных метров, а также на 20 тыс. квадратных метров открытой статической экспозиции. Свою продукцию представили в общей сложности 174 предприятия ОПК из Вьетнама, а также из 30 стран Азии, Европы и Америки. Они знакомят посетителей с новейшими разработками в области вооружения, техники и оборудования для военно-морских сил, сухопутных войск, военно-воздушных сил, сил противовоздушной обороны, подразделений радиоэлектронной разведки и борьбы с киберугрозами.

Вьетнам - это рынок оборонной продукции, на который ведущие экспортеры вооружений давно обратили внимание. Растущий оборонный бюджет страны, необходимость реагировать на стратегические угрозы и растущая тенденция к диверсификации поставщиков открывают возможности для экспортеров, несмотря на сохраняющиеся проблемы. Вьетнам является многообещающим оборонным рынком для экспортеров, несмотря на укрепление связей этой страны с давним соперником Китаем.

На рыночный потенциал страны указывают несколько факторов. Вьетнамская народная армия (ВНА) должна заменить свой парк устаревающего оборудования и оборонный бюджет страны значительно увеличится после завершения пандемии Covid-19.

Вьетнам по-прежнему зависит от импорта почти для всех своих военных потребностей, и главный фактор, побуждающий модернизировать национальные вооруженные силы - необходимость защиты региональной территории и активов - несомненно, останется приоритетом.

Более того, в оборонной политике страны повышенное внимание уделяется сотрудничеству с международными союзниками. Такое внимание, отчасти обусловленное стратегическими требованиями, похоже, побуждает к постепенному отказу от закупки военной техники у России, которая является традиционным поставщиком Вьетнама.

Ханой также может утверждать, что военная модернизация работает, учитывая, что с момента его последних крупных инвестиций в оборону в конце 2000-х годов отношения Вьетнама с Китаем значительно потеплели.

В то время Вьетнам потратил значительные средства на приобретение продукции военного назначения (ПВН) на 5 миллиардов долларов. Среди закупок из России - шесть подводных лодок класса "Кило" (проект 636.1), 20 истребителей Су-30МК2 и шесть быстроходных катеров типа "Светляк" (проект 12418).

Аналитики в то время полагали, что Ханой приобретал ПВН для защиты своих экономических интересов, поскольку Коммунистическая партия Вьетнама (КПВ) готовилась защитить растущие активы страны в Южно-Китайском море от усиления напористости Китая.

Это требование было подчеркнуто в начале 2010-х годов серией споров между Вьетнамом и Китаем, а также двусторонним спором 2014 года, вызванным китайской буровой установкой для добычи нефти на заявленном континентальном шельфе Вьетнама. Хотя через пару месяцев нефтяная вышка переместилась, противостояние из-за ее присутствия вызвало опасения по поводу того, что Вьетнам и Китай, которые несколько раз сталкивались на море в 1970-х и 1980-х годах, могут возобновить боевые действия в гораздо большем масштабе.

Однако этого не произошло, а Вьетнам со своими усиленными оборонительными возможностями использовал стратегию дипломатического взаимодействия с Китаем, которая привела к углублению связей и отходу от двусторонней напряженности, очевидной в прошлом.

За последние шесть лет две страны укрепили связи на многих уровнях, включая военный, торговый и инвестиционный. В июле 2020 года две страны отметили 25-летие дипломатических отношений. Они основаны на всеобъемлющем соглашении о партнерстве между США и Вьетнамом, которое было подписано в 2013 году и расширено в 2017 году, при этом каждая сторона признает двусторонние преимущества своих отношений.

Вашингтон рассматривает Вьетнам как важнейшую часть своих усилий по расширению влияния в Индо-Тихоокеанском регионе, в то время как Ханой рассматривает США как средство, с помощью которого можно обрести силу в любом споре с Китаем. Это очевидный беспроигрышный вариант, подкрепленный символическим решением США в 2016 году отменить давнее эмбарго на продажу ПВН Вьетнаму.

Несмотря на улучшение отношений между Вьетнамом и Китаем, риски остаются. Стоимость ресурсов страны в Южно-Китайском море для КПВ велика и рассматривается как жизненно важный актив для поддержки цели партии по полному развитию национальной экономики к 2035 году. По данным Управления энергетической информации США, исключительная экономическая зона Вьетнама (ИЭЗ) содержит третьи по величине национальные запасы сырой нефти в Азии после Китая и Индии, а также пятые по величине газовые месторождения Азии после Китая, Индонезии, Индии и Малайзии.

Учитывая важность для Ханоя его расширяющихся внешних ресурсов и тот факт, что эти активы находятся на спорной территории, необходимость для Вьетнама защитить свою ИЭЗ, несомненно, является стратегическим приоритетом. Более того, учитывая все более настойчивый подход Китая к другим территориальным претензиям в том же регионе, риск, с которым Вьетнам сталкивается в Южно-Китайском море, остается его главной внешней угрозой.

Хотя эти угрозы укрепили вьетнамско-американские отношения, КПВ вряд ли станет одним из ближайших партнеров Вашингтона в области безопасности. По мнению ряда аналитиков, недоверие и чувствительность к своему давнему сопернику во Вьетнаме остаются сильными.

Учитывая стратегическую ситуацию для Вьетнама, в которой связи с его соперником укрепились, можно полагать, что намерение КПВ инвестировать в военный потенциал за последние несколько лет ослабло, в то время как экономический эффект пандемии Covid-19 еще больше ослабил любые обязательства.

Соответственно, в краткосрочной перспективе издание Janes Defense Budgets (JDB) прогнозирует, что пандемия Covid-19 окажет пагубное влияние на оборонный бюджет Вьетнама. Однако в долгосрочной перспективе ожидается значительный рост военных расходов страны из-за постоянной озабоченности по поводу сохранения территориальной целостности и поддержки экономики, которая, как ожидается, будет хорошо работать.

Вьетнам считает свой оборонный бюджет секретом и редко раскрывает соответствующие данные. В последний раз в своей Белой книге по обороне за 2019 год (первое раскрытие информации о расходах на оборону с 2010 года) правительство раскрыло уровень оборонных расходов страны в процентах от ВВП в предыдущие годы.

Это показало высокие темпы роста в период до 2018 года, когда расходы, по данным JDB, составили 5,83 миллиарда долларов. С тех пор JDB зафиксировал общий рост на 11,5% до 6,5 млрд долларов.

Фискальные ограничения, вероятно, усугубятся в краткосрочной перспективе, поскольку ощущаются экономические последствия пандемии Covid-19, а это означает, что в ближайшие рост-пандемийные годы прогнозировалось временное замедление роста. Хотя политическое влияние, которым обладают вооруженные силы Вьетнама, будет гарантировать, что их ресурсы продолжат увеличиваться в номинальном выражении, ожидается, что реальное расширение достигнет минимума -1% в 2022 году.

Однако к 2023 году, по мере постепенного ослабления бюджетных ограничений, оборонный бюджет Вьетнама, по прогнозам JDB, вырастет до 3% или 6,6 млрд долларов. Прогнозируется, что в период с 2024 года до конца десятилетия среднегодовой рост военных расходов достигнет 4%. К 2030 году JDB прогнозирует, что оборонный бюджет Вьетнама достигнет почти 9 миллиардов долларов.

Из этого основного оборонного бюджета ожидается значительный рост финансирования военных инвестиций - закупок, а также научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). JDB прогнозирует, что Вьетнам будет постепенно увеличивать долю военных инвестиций в течение ближайших нескольких лет, в то время как расходы на персонал будут постепенно сокращаться.

По данным JDB, в этом году военные инвестиционные расходы Вьетнама составят около 1,18 млрд долларов, а к середине десятилетия они вырастут до 1,5 млрд долларов.

Учитывая стоимость некоторых из крупнейших закупок ПВН Вьетнамом за последнее десятилетие, в первую очередь закупок подводных лодок проекта 636.1 (класс "Кило") и истребителей Су-30 из России, кажется маловероятным, что страна оплачивает все свои основные закупки только за счет своего военного бюджета.

Выполнение контрактов, вероятно, поддерживается предоставлением займов от экспортеров ПВН и готовности, реализуемой через межправительственные соглашения, принимать вьетнамские товары для частичного обмена на материальные средства. Например, некоторые из закупок российской ПВН Вьетнамом в последние годы, как полагают, были поддержаны за счет торговли местным газом и ядерной энергией.

Финансирование со стороны США также было фактором в усилиях по модернизации Вьетнама, особенно с 2016 года, когда бывший президент Барак Обама снял санкции с продаж военной продукции. По данным Государственного департамента США, Вьетнам получил более 150 миллионов долларов в рамках программы военного финансирования зарубежных стран (Foreign Military Financing) в период с 2016 по 2019 годы, что сделало страну одним из крупнейших получателей такой помощи в Юго- Восточной Азии.

Подход Ханоя к финансированию обороны отражен в его стратегиях региональной дипломатии и его намерении, изложенном в Белой книге по вопросам обороны от 2019 года, "постепенно модернизировать" ВНА и береговую охрану страны.

Согласно Белой книге, эта стратегия ориентирована не только на военные закупки, но и на развитие местного оборонно-промышленного и технологического потенциала, оборонное сотрудничество с международными союзниками, военную подготовку и развитие компетенций, а также на развитие традиционной роли ВНА по поддержке национального экономического развития.

В "Белой книге" не указаны конкретные цели закупок, но указана постоянная необходимость в расширении возможностей ВНА и береговой охраны для решения проблем морской и пограничной безопасности, что предполагает постоянное внимание к рекапитализации воздушных и морских средств.

В "Белой книге" Вьетнама 2009 г. в качестве приоритета указывалась модернизация сухопутных войск ВНА. Однако напористость Китая побудила Ханой внести корректировки и начать инвестировать в модернизацию военно-морских и военно-воздушных сил.

Помимо закупок в России подводных лодок класса "Кило", истребителей Су-30МК2 и патрульных катеров типа "Светляк", Вьетнам также приобрел две партии легких фрегатов класса "Гепард", 12 усовершенствованных учебно- тренировочных реактивных самолетов Як-130, патрульные катера типа ТТ400ТР и противокорабельные ракеты Х-35. Крупной закупкой в России в 2017 году стали 64 основных боевых танка (ОБТ) Т-90С/СК для сухопутных войск.

В закупках Вьетнама у других поставщиков, помимо России, также делался акцент на ПВН, которая повысит безопасность на море.

С 2015 года основные программы закупок включали ракеты "Дерби" и "Питон" класса "воздух - воздух" (Derby и Python-5), ракеты "Спайдер" (Spyder) класса "земля - воздух" и беспилотные летательные аппараты (БЛА) "Херон" (Heron) из Израиля; два бывших в употреблении корвета Po Hang из Южной Кореи; три транспортных самолета C295 и три легких турбовинтовых самолета NC212i компании "Эрбас" (Airbus); и два бывших в употреблении катеров класса "Гамильтон" (Hamilton) с большим сроком эксплуатации и шесть БЛА "СканИгл" (ScanEagle) из США.

Последние военные заказы Вьетнама, объявленные в этом году, касаются самолетов. В феврале чешский военный экспортер "Омнипол" (Omnipol) объявил, что Вьетнам согласился закупить 12 реактивных учебно- тренировочных самолетов (УТС) "Аэро Водоходы" (Aero Vodochody) L-39 с поставкой с 2023 года. Между тем в июне ВВС США согласились поставить Вьетнаму три турбовинтовых УТС/штурмовика T-6 "Тексан II" (Texan II) компании "Бичкрафт" (Beechcraft). Т-6 будут поставлены в рамках проекта ВВС США по повышению уровня подготовки летчиков во Вьетнаме.

Между тем, по прогнозам информационно-аналитического центра "Джейнс", некоторые из крупнейших программ Вьетнама в ближайшее десятилетие будут осуществляться в воздушной и морской сферах, даже если график этих закупок будет зависеть от финансирования и оценок угроз Вьетнаму.

Самой крупной из этих программ может стать покупка новых многоцелевых боевых самолетов. Они пополнят парк Су-30МК2 ВВС Вьетнама и заменят Су-22, которые были приобретены с начала 1980-х годов.

В числе других программ - новые надводные корабли, вероятно, средние корветы или легкие фрегаты, которые дополнят вьетнамские корабли класса "Гепард" и заменят легкие фрегаты проекта 159 времен 1960-х годов.

Как полагает "Джейнс", другие потенциальные требования к военно- морской технике (ВМТ) включают корабли противоминной обороны (ПМО) и патрульные катера. Береговая охрана Вьетнама также хочет приобрести третий катер типа "Гамильтон".

Авиационные программы включают дополнительные УТС основной летной подготовки, транспортные и ударные вертолеты, морские патрульные самолеты (МПС), дополнительные транспортные самолеты и, возможно, самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) для улучшения возможностей наблюдения и противовоздушной обороны.

Что касается наземной ПВН, то ПВО дальнего действия считается одним из слабых мест Вьетнама. Чтобы выполнить требование по усилению этих возможностей, ВНА рассматривает закупку российской зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400 "Триумф", хотя возможны и другие варианты.

Ожидается, что в какой-то момент времени в течение ближайшего десятилетия Вьетнам заменит примерно 300 боевых машин пехоты БМП-1, которые находятся на вооружении с 1970-х годов.

Давняя зависимость Вьетнама от российских военных платформ поддерживается хорошо налаженными военными, стратегическими и торговыми связями между двумя странами. Эта прочная связь, наряду с готовностью России принять нестандартные методы оплаты, несомненно, останется решающим фактором в решениях Вьетнама о военных закупках. Однако есть также свидетельства того, что Ханой ищет возможности приобретения ПВН в других местах для усиления своего военного потенциала.

По данным "Джейнс", Россия была источником почти 90% военного импорта Вьетнама с 2009 по 2017 годы. Таковы масштабы традиционной зависимости Вьетнама от России, и кажется вероятным, что большинство требований ВНА в течение ближайшего десятилетия будет удовлетворено из Москвы за счет двусторонних межправительственных соглашений.

Стремление России расширить продажи во Вьетнам возникло в то время, когда Москва сталкивается с растущими рыночными угрозами. Наиболее примечательным из них является законодательство США, а именно, "Закон о противодействии противникам Америки с помощью санкций" CAATSA (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act), который был подписан в августе 2017 года и направлен на наложение штрафов на заказчиков российской ПВН.

С тех пор, как был введен закон CAATSA, Вьетнам отказался от российской ПВН при осуществлении некоторых крупных закупок, включая заказы на чешские УТС L-39, израильские БЛА "Херон" и американские БЛА "СканИгл". С 2017 года единственной крупной закупкой Вьетнама в России стали 12 усовершенствованных УТС Як-130.

Стратегия Вьетнама по углублению оборонных связей с иностранными поставщиками была обозначена в его "Белой книге по вопросам обороны" от 2019 года, в которой также указывалось, что Вьетнам предпочитает закупать материальные средства через каналы правительственного уровня.

"Стратегия национальной обороны Вьетнама направлена на установление и укрепление отношений и стратегического доверия со странами, особенно со стратегическими партнерами, с целью формирования позиции для защиты родины", - говорится в программном документе.

Ожидается, что этот очевидный акцент на диверсификацию повлияет на долю России на вьетнамском рынке. Основываясь на существующих контрактах, "Джейнс" прогнозирует, что доля России упадет примерно до 70% в период с 2018 по 2027 год. К поставщикам, которые, как ожидается, увеличат свою долю на рынке за это время, относятся Франция, Израиль, Испания и США.

Хотя закон CAATSA, похоже, инициировал отход Вьетнама от России с точки зрения военного импорта, но он еще не вызвал значительного поворота в сторону США. Более мягкий маркетинговый подход, который принят администрацией президента США Джо Байдена, вероятно, будет более успешным во Вьетнаме, чем более жесткая позиция, занятая при администрации Трампа, хотя крупные оборонные сделки для США, вероятно, все равно будут трудными для реализации.

Хотя оборонная политика и CAATSA, возможно, побудили Вьетнам к диверсификации, выгоды от торговли с рядом поставщиков также частично направлены на развитие оборонной промышленности страны. Это стало приоритетом, согласованным с действиями, усиленными после пандемии Covid-19, по позиционированию местной промышленности как одного из двигателей национальной экономики.

"Вьетнам полон решимости развивать свою оборонную промышленность, чтобы соответствовать требованиям национальной обороны и задачам в новой ситуации, постепенно становясь частью национальной промышленности, - говорится в "Белой книге 2019 года". - Вьетнам способствует международному сотрудничеству в области образования и обучения, исследований, производства и сбыта продукции оборонного назначения".

В документе также представлены цели промышленной модернизации с точки зрения возможностей и сроков. В нем обозначен приоритет развития передовой военной науки и технологий, особенно таких, как искусственный интеллект, кибервозможности и беспилотные системы, а также расширение исследований, проектирования, производства, обслуживания и модернизации высокотехнологичного военного оборудования.

Согласно Белой книге, "национальная оборонная промышленность Вьетнама работает над тем, чтобы обладать международной конкурентоспособностью и прочно присоединиться к глобальной цепочке создания продукции к 2030 году".

Оборонно-промышленная база Вьетнама принадлежит и управляется правительством через Главное управление оборонной промышленности GDDI (General Department of Defence Industry) Министерства национальной обороны. Около 60 производственных предприятий, на которых работает около 25 000 человек, взаимодействуют с другими отделами Министерства национальной обороны в области логистики и технологий, в то время как компании частного сектора ограничиваются субподрядчиками.

Возможности заводов GDDI традиционно ограничивались производством боеприпасов и стрелкового оружия, хотя в последние годы есть свидетельства расширения возможностей в других секторах, в первую очередь в области систем командования, управления, связи, вычислительной техники, сбора информации, наблюдения и разведки C4ISR (command, control, communications, computers, intelligence, surveillance and reconnaissance), электронике, ракетах, военном кораблестроении и производстве военных аэрокосмических компонентов. Возможности технического обслуживания, ремонта и капитального ремонта во всех секторах являются еще одним новым приоритетом.

Некоторые из крупнейших оборонных предприятий, принадлежащих государству, включают: компанию Viettel, которая специализируется на системах C4ISR; завод А32 (аэрокосмическая промышленность); кораблестроительные верфи, включая верфь Bason и верфи Z189, X52 и X50.

Предприятия по производству наземных систем имеют аналогичные кодовые названия, например, Z114, Z113 и Z111, которые производят ПВН, включая боеприпасы, огнестрельное оружие, запасные части для транспортных средств и артиллерии, а также осуществляют техническую поддержку выпущенной продукции.

Подтверждая свои растущие возможности, эти предприятия впервые представили свою продукцию на международной оборонной выставке в Индонезии в конце 2018 года. Эта ПВН, большая часть которой производится GDDI в рамках партнерства с иностранной промышленностью, включает оружие для пехоты, боеприпасы, топливо, оптическое оборудование и корабли. Системы включали радары, электрооптику, системы радиоэлектронной борьбы, беспилотные летательные аппараты, системы связи, а также оборудование для обучения и тренажеры.

Ориентация Вьетнама на развитие такого партнерства поддерживается законодательством о оборонных закупках и соответствующими механизмами. Закон о торгах, известный как "43/2013/QH13", вступил в силу в 2014 году и требует от иностранных участников торгов при государственных закупках вступать в партнерские отношения с местными фирмами. Иностранные участники торгов также должны быть зарегистрированы в Министерстве национальной обороны (МНО). В законе говорится, что "преференциальный режим" предоставляется "иностранным участникам тендера в партнерстве с местными участниками тендера, при котором отечественным участникам торгов [выделяется] 25% или более работ [с точки зрения] стоимости [пакета] тендерного пакета". Иностранные компании могут быть выбраны для выполнения контрактов в том случае, если приобретаемая ПВН не может быть произведена на месте.

Закон также предусматривает методы открытых торгов, но все оборонные контракты, скорее всего, будут проходить через процесс, известный как "прямой выбор подрядчика". Эти выборы поддерживаются посредством межправительственных соглашений, которые являются приоритетным методом закупок во Вьетнаме.

Еще одна особенность системы оборонных закупок Вьетнама - это требование к иностранным подрядчикам сотрудничать с указанной корпорацией МНО, которая выступает в качестве посредника и исполнителя.

Наиболее важным импортером Министерства национальной обороны является экспортно-импортная корпорация General Import-Export Van Xuan Corporation (Vaxuco), которая уполномочена подписывать покупки от имени МНО. К другим импортерам, принадлежащим МНО, относятся Корпорация оборонных экономических технологий GAET, Технологическая компания Tecapro и Акционерное общество электронной информатики и химической промышленности Elinco (Electronic Informatics and Chemical Joint Stock Company). Взаимодействие с такими предприятиями является важным путем выхода на рынок и способствует промышленному сотрудничеству, которое Вьетнам стремится поощрять посредством Закона о торгах.

Однако степень, в которой соблюдается это юридическое требование, неясна, особенно в непрозрачных оборонных сделках в рамках межправительственных соглашений. Несмотря на это, промышленное сотрудничество между местными фирмами и иностранными подрядчиками остается важной частью решений Вьетнама в области оборонных закупок.

Вьетнам создал несколько систем через местные программы участия. Например, GDDI договорилась с Россией о сотрудничестве по производству во Вьетнаме ракет класса "земля - воздух" 9М39 "Игла" и противокорабельных ракет Х-35, известных в рамках локализации как KCT 15.

В рамках российско-вьетнамского сотрудничества ведется строительство ракетных корветов типа "Тарантул V" (проект 12418) и патрульных катеров типа ТТ400ТП. Российский производитель военных грузовиков КАМАЗ также согласился в 2018 году производить свои автомобили во Вьетнаме.

Израиль был еще одним важным партнером. В 2014 году компания "Исраэль вэпон индасриз" (Israel Weapon Industries) в сотрудничестве с заводом GDDI Factory Z111 создала предприятие по производству штурмовых винтовок Galil 31/32 ACE для Вьетнамской народной армии. Год спустя правительства Израиля и Вьетнама также подписали соглашение об углублении оборонно-промышленного сотрудничества: соглашение, которое поддерживало несколько крупных сделок, включая продажу ракет "Дерби" (Derby), "Питон-5" (Python-5) и "Спайдер" (Spyder) компании "Рафаэль эдвансд дифенс системз" (Rafael Advanced Defense Systems). Некоторые страны, в том числе Беларусь и Украину, подписали аналогичные соглашения с Вьетнамом о расширении сотрудничества в области технического обслуживания и ремонта на местном уровне.

Более того, некоторые европейские подрядчики во Вьетнаме, в том числе компания "Эрбас" (Airbus), расширяют технические связи со страной в рамках договоренностей, связанных с продажей военных самолетов. "Эрбас" также ранее подтвердил, что изучает возможности для открытия завода по производству во Вьетнаме необходимых комплектующих.

Вьетнамский оборонный рынок является многообещающим в предстоящее десятилетие, хотя высокие барьеры для входа, несомненно, сохранятся в течение некоторого времени.

Требование Вьетнама модернизировать свои вооруженные силы по-прежнему будет определяться напористостью Китая. Недавнее укрепление связей между Ханоем и Пекином кажется несколько хрупким, учитывая явное намерение Китая и дальше отстаивать свои претензии на региональную территорию, на большую часть которой также претендует Вьетнам. Сохраняющиеся в Ханое опасения по поводу намерений Пекина будут стимулировать инвестиции Вьетнама в военную модернизацию.

По данным JDB, общие военные расходы Вьетнама будут седьмыми по темпам роста в Индо-Тихоокеанском регионе в 2021-2026 годах, опередив Австралию, Индонезию, Сингапур и Тайвань. В течение этого периода, по прогнозам "Джейнс", Вьетнам будет выделять 8,4 млрд долларов, или в среднем около 1,7 млрд долларов ежегодно, на военные инвестиции, включая финансирование закупок и НИОКР. С точки зрения инвестиций Вьетнам занимает шестое место в рейтинге самых быстрорастущих стран Индо-Тихоокеанского региона.

Поддержку этим инвестициям будет оказывать экономика Вьетнама, которая, как ожидается, значительно вырастет в течение следующего десятилетия, несмотря на непосредственные последствия пандемии Covid-19.

Дополнительные положительные стороны включают требование ВНА о замене парка стареющего и очень устаревшего военного оборудования при ограниченном местном оборонно-промышленном потенциале. Это означает, что большая часть военных потребностей Вьетнама будет импортирована, хотя иностранным подрядчикам следует ожидать повышения требований к партнерству с местной промышленностью.

Более того, данные свидетельствуют о том, что Вьетнам отдаляется от России. Этот сдвиг, частично поощряемый законом CAATSA, и сохраняющиеся опасения в Ханое по поводу чрезмерной зависимости от одного поставщика, скорее всего, принесет пользу тем компаниям, которые предлагают решения, являющиеся конкурентоспособными и поддерживающими участие местного населения.

Поставщики, поддерживаемые соглашениями на правительственном уровне, посредством которых может предоставляться финансовая помощь, будут в еще более сильном положении.

Основная проблема на вьетнамском оборонном рынке - это отсутствие прозрачности, подчеркивает "Джейнс". Вьетнам не публикует подробную информацию о своих военных потребностях, а финансирование, которое он имеет для таких инвестиций, является государственной тайной. Механизмы оборонных закупок и тендерные системы также непрозрачны, хотя активные экспортеры должны иметь возможность преодолевать такие препятствия, используя партнерские отношения с местными фирмами или агентами.

Несколько ограниченный круг потенциально способных промышленных партнеров может создать проблему, в то время как требование Вьетнама о гибких методах погашения, включая потенциальную встречную торговлю и кредит, также, вероятно, ограничит возможности для некоторых экспортеров.

Более того, продолжающаяся нерешительность Вьетнама в отношении своего взаимодействия с США может препятствовать скорости и размаху его оборонных союзов с этой страной и, возможно, с некоторыми союзниками Вашингтона.