"Мотор Сич" и "КрАЗ" возвращают в государственную собственность Украины

08.11.2022 // 18:11ТегиНовости
Цех предприятия «Мотор Сич» / Фото «Мотор Сич»

МОСКВА, 8 ноября. /СТАТУС-АРМС/. Украина возвращает в государственную собственность два важных предприятия оборонно-промышленного комплекса – АО "Мотор Сич" и ЧАО "АвтоКрАЗ". Соответствующее решение по обеспечению принудительного отчуждения акций этих компаний было принято 6 ноября Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), сообщила «Украинская правда». Однако на сайте учреждения первоначально не было информации о возвращении государством полного контроля над АО "Мотор Сич" и ЧАО "АвтоКрАЗ".

Впоследствии информация подтвердилась. "Во исполнение решения Ставки Верховного главнокомандующего и в связи с военной необходимостью 6 ноября произошло отчуждение 5 предприятий: «Мотор Сич», «Запорожтрансформатор», «АвтоКрАЗ», «Укрнафта», «Укртатнафта». Изъятые активы приобрели статус военного имущества, их управление передано Министерству обороны Украины", - сообщил СНБО.

Национализация "Мотор Сич". Решение о возвращении АО "Мотор Сич" в собственность государства СНБО принял еще 11 марта 2021 года, а указом Президента Украины от 23 марта это решение было введено в действие. Но в декабре 2021 года министерство юстиции Украины отрицало, что АО "Мотор Сич" перешло в собственность государства.

Как писали тогда украинские СМИ, Национальное агентство Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА) при Минюсте, не приступило к выполнению своих обязательств по имуществу и другим активам АО "Мотор Сич", поскольку не смогло получить решение суда о судьбе имущества и активов предприятия.

СБУ еще 20 марта 2021 через суд наложила арест на весь имущественный комплекс и 100% акций "Мотор Сич". Причиной этого решения была продажа акций предприятия китайским структурам, в частности, компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited, что вызвало довольно значительную обеспокоенность со стороны США из-за угрозы утечки в Китай критических технологий двигателестроения.

Таким образом, как подчеркивают украинские СМИ, эпопея вокруг национализации "Мотор Сич" похоже подходит к концу, особенно учитывая арест президента АО "Мотор Сич" Вячеслава Богуслаева и начальника департамента внешнеэкономической деятельности предприятия Олега Дзюбы, которым инкриминируют пособничество государству-агрессору.

Национализация "АвтоКрАЗ". Ситуация с этим предприятием, которое находилось (или еще находится) в собственности Константина Жеваго, находящимся в розыске и подозреваемом в отмывании и хищении 2,5 млрд грн, была "туманной" на протяжении нескольких лет подряд. Предприятие находилось в банкротстве, однако процедура ликвидации не назначалась.

К самому предприятию у Минобороны сформировались довольно веские претензии относительно качества продукции, импортозамещения, а также сроков выполнения работ. Тем более что размещение госзаказов на предприятии, владелец которого в розыске, и в любой момент "КрАЗ" может закрыться - называть логичным было бы трудно. Именно поэтому у Минобороны, как отмечают украинские эксперты, было принято вполне логичное решение перевести критические оборонные проекты, вроде подвижного берегового ракетного комплекса (ПБРК) "Нептун", с "кразовской" базы на чешский автомобиль «Татра» (Tatra).

В марте 2020 года вопрос функционирования предприятия и размещения на нем государственных заказов зашел в тупик, в связи с чем владельца предприятия Жеваго активно "просили выйти на связь".

По состоянию на март 2021 года предприятие уже задолжало работникам 66,8 млн грн. Но тогда прямо говорилось, что о национализации предприятия речь не идет.

В 2021 году предприятие продержалось за счет неожиданного заказа партии грузовиков от США , которое, правда, впоследствии было приостановлено, иа также поставки грузовиков в ЕС. Кроме того, единичные заказы делались и для украинских силовых структур, например, бронемашин Cougar для пограничников или тягачей для тяжелой техники ВСУ .

При этом по состоянию на декабрь 2021 года конвейер КрАЗ был остановлен, хотя планы на 2022 год были довольно амбициозными – сборка 1000 грузовиков. За неделю до начала специальной военной операции на Украине на предприятии заявили о наличии адекватного портфеля заказов и решении самой главной проблемы – использования российских и белорусских комплектующих.

Необходимо отметить, что мощности "КрАЗа" позволяли ежегодно выпускать по 25 тысяч грузовиков, а минимальный объем выпуска для "поддержания предприятия на плаву" составлял 1000 единиц.

Таким образом, передача "КрАЗа" в государственную собственность, как подчеркивают на Украине, вполне закономерное решение. Хотя один из вопросов у экспертов как в отношении "Мотор Сич", так и в отношении "АвтоКрАЗ" - почему только сейчас?