Натурный макет турецкого истребителя 5-го поколения TF-X представлен на салоне «Сингапур Эйршоу-2022»

МОСКВА, 18 февраля. /СТАТУС-АРМС/. Натурный макет турецкого истребителя TF-X (Turkish Fighter Experimental), который также имеет называние Национальный боевой самолет (National Combat Aircraft/MMU), впервые представлен в Азии на салоне «Сингапур Эйршоу-2022» компанией "Тёркиш Аэроспейс Индастриз" (Turkish Aerospace Industries, TAI). Компания заявила о своем намерении найти в азиатском регионе потенциальных партнеров по разработке самолета. Об этом сообщил из Сингапура информационно-аналитический центр "Джейнс" (Jane’s).
Как сообщил представитель турецкой компании, TF-X будет способен выполнять весь спектр задач, характерных для малозаметных истребителей пятого поколения. В их числе взаимодействие с БЛА по принципу MUM-T (manned-unmanned-teaming operations). При этом беспилотники будут управляться с применением искусственного интеллекта (ИИ), поскольку самолет пилотирует только один летчик.
Истребитель TF-X разрабатывается в интересах ВВС Турции. Однако компания-разработчик заинтересована в том, чтобы создание и последующая продажа самолета проходили в рамках реализации стратегии TAI по расширению своего бизнеса в Азии.
"Азиатский рынок для нас крайне важен. Мы намерены предпринять важные шаги для активизации наших усилий по расширению сотрудничества в сферах науки и производства с целью укрепить присутствие нашей компании на этом крупном рынке и, в частности, в Малайзии и Казахстане", - заявил генеральный директор TAI Темел Котил.
Котил упомянул о недавней продаже ВВС Казахстана средневысотного БЛА большой продолжительности полета класса MALE (medium-altitude long-endurance) "Анка" (Anka) компании TAI, а также об участии учебно-тренировочного самолета (УТС) продвинутой летной подготовки и легким штурмовиком "Хюрджет" (Hürjet) в тендере на поставку легкого боевого самолета (ЛБС) для ВВС Малайзии.
Кроме того, компания TAI разрабатывает разведывательно-ударный вертолет Т129 "Атак" и перспективный многоцелевой вертолет T625 "Гёкбей" (Gökbey).
Представители TAI отметили, что компания надеется заинтересовать своим самолетом на выставке в Сингапуре потенциальных партнеров и обсудить возможные партнерских отношений в рамках программы TF-X. В то же время они не сообщили, с какими странами или компаниями ведутся переговоры.
Как ранее сообщалось, в начале 2020 года Анкара предложила Малайзии принять участие в разработке и производстве истребителя TF-X, который сможет в 2030-х годах заменить самолеты F/A-18D компании "Боинг" (Boeing) и Су-30МКМ компании "Сухой", а также - в программе "Хюрджет". Однако дальнейшей информации по этому предложению не появилось.
Теперь же аналогичное предложение для Малайзии будет базироваться на недавних достижениях в области двустороннего сотрудничества и, в частности, в рамках подписанного в декабре 2021 года соглашения между TAI и Малайзийским институтом авиационных технологий в Университете Куала-Лумпура о начале совместной деятельности в области исследований, технической подготовки и преподавания, а также в связи с открытием в ноябре 2021 года принадлежащего компании инженерно-конструкторского бюро в Киберджае в Малайзии.
Турецкие и малазийские специалисты будут проводить совместные исследования сразу в нескольких областях, в том числе, касающихся разработки БЛА, УТС, вертолетов и программ модернизации.
На авиасалоне в Сингапуре TAI, возможно, занимается поиском дополнительных партнеров или первых в Азии экспортных заказчиков на истребитель TF-X, учитывая продолжающиеся продажи своего УТС базовой летной подготовки "Хюркуш" (Hurkus) и УТС продвинутой подготовки "Хюрджет", который недавно поступил в серийное производство. Помимо участия в малайзийском тендере "Хюрджет" в конце 2021 года обратил на себя внимание правительства Азербайджана, которое заявило о заинтересованности в этом самолете в качестве замены развернутого на вооружении азербайджанских ВВС чешского УТС L-39 "Альбатрос" компании "АэроВодоходы" (Aero Vodochody L-39 Albatros).
Натурный макет истребителя TF-X демонстрируется за рубежом второй раз после его дебюта на авиасалоне "Париж Эйршоу-2019" (Paris Airshow 2019) в Ле-Бурже.
Согласно ранее раскрытой разработчиком информации, длина истребителя TF-X составит 21 метр, размах крыла 14 метров, высота 6 метров. Он будет оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями (ТРДД) турецкой компании "Ти-Ар Мотор" (TR Motor), каждый из которых развивает тягу 12250 кгс. Максимальная скорость истребителя будет соответствовать числу М=1,8, рабочая высота полета составит 16800 метров, предельная перегрузка от + 9 до -3,5 единиц. Что касается бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и датчиков, ожидается, что он будет оснащен бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой (БРЛС с АФАР), системой РЭБ, передовыми системами интегрированной связи, навигации и идентификации, оптоэлектронной системой наведения и ИК поисково-прицельной системой, а также усовершенствованной кабиной и интерфейсом "человек-машина".
Выкатка опытного образца запланирована на 2023 год, первый полет самолета TF-X "блок-0" - на 2025 год, а принятие на вооружение ВВС Турции - в 2029 году. Характеристики самолета будут непрерывно совершенствоваться, в связи с чем он будет поставляться в разных модификациях с постепенным наращиванием функциональных возможностей.