Новые санкции окажут минимальное влияние на российский ОПК

МОСКВА, 2 марта. /СТАТУС-АРМС/. Санкции, наложенные на российские финансовые и промышленные организации начала Москвой специальной военной операции на Украине, вероятно, не скажутся на состоянии оборонно-промышленной базы РФ. Этот сектор российской экономики сумел адаптироваться к рестрикциям со стороны западных стран еще после событий 2014 года в Крыму, считают эксперты информационно-аналитического центра "Джейнс" (Jane’s).
Меры против крупнейших предприятий российского ОПК планомерно вводились на протяжении почти всего последнего десятилетия, напоминают лондонские аналитики.
Они отмечают, что Евросоюз и Соединенные Штаты пытались отрезать военные и банковские организации РФ от мирового финансового рынка, ограничивая их доступ к услугам по кредитованию, инвестициям и инструментам, необходимым для международной торговли. Помимо мер, направленных на прекращение технической поддержки и передачи технологий в Россию, чтобы остановить поставки оборудования военного и двойного назначения в страну, использовались рычаги эмбарго.
Политика ЕС против Российской Федерации осуществлялась прежде всего в соответствии с решением Совета Европы №2014/512/CFSP и постановлением №833/2014 от 2014 года. С тех пор действие документов периодически пролонгируется. В последний раз это произошло в начале 2022 года: срок действия санкций был продлен до конца июля текущего года.
При этом, если европейские меры нацелены прежде всего на главные государственные оборонные предприятия России, например, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) или концерн "Уралвагонзавод", то США пошли дальше и ударили по российскому ОПК в целом. Санкции, примененные Соединенными Штатами в отношении РФ, а также Ирана и Северной Кореи, в 2017 году были кодифицированы в новый законодательный акт "О противодействии противникам Америки посредством санкций" CAATSA (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act).
Эксперты "Джейнс" акцентируют внимание на том, что санкции ЕС в ответ на так называемую "аннексию" Крыма Россией разорвали целую серию договоренностей о сотрудничестве и соглашений о торговле вооружением между Москвой и западными странами. В их числе заключенное в 2013 году партнерское соглашение с французской компанией "Рено Тракс Дефенс" (Renault Trucks Defense) и "Уралвагонзаводом" о разработке новейшей боевой машины пехоты, а также российско-итальянская программа по строительству подводных лодок. Оба были прекращены в 2014 году вместе с поставками РФ французских универсальных десантных кораблей (УДК) класса "Мистраль" (Mistral).
Чтобы поддерживать работу своих оборонных предприятий, Россия была вынуждена искать за пределами Запада необходимую ей продукцию, от производственного оборудования до полупроводников. Москвой также была запущена масштабная программа импортозамещения, призванная заполнить пробелы, вызванные как санкциями, так и крахом отношений с Украиной, которая до этого фактически являлась неотъемлемой частью российской оборонно-промышленной базы.
В частности, отмечает "Джейнс", Украина играла значительную роль в поставках России военных подсистем. В их числе были, например, авиационные двигатели компании "Мотор Сич", и корабельные газотурбинные энергетические установки предприятия "Зоря - Машпроект".
В "Джейнс" также отметили, что изоляция от западных финансовых рынков обязала российский ОПК искать внутренние источники кредитования и ликвидности наряду с государственным финансированием деятельности предприятий. Там, где это было возможно, разветвленная сеть оборонных промышленных активов России была реструктурирована. Это было сделано для того, чтобы оградить дочерние предприятия от санкций, введенных в отношении их материнских компаний.
Как резюмировали эксперты "Джейнс", трудно представить, какие еще меры могут быть предприняты против российского ОПК и связанных с ним отраслей промышленности, если учесть масштабы уже действующих санкций. По мнению аналитиков, усилия РФ по импортозамещению в настоящее время продвинулись далеко вперед, и проблемы с поставками необходимых материалов и оборудования, возникшие после 2014 года, в основном устранены.