Оборонная промышленность Европы пытается выжить в условиях антироссийских санкций

12.04.2022 // 12:41ТегиНовости
Сборочный цех компании «Дассо авиасьон» / Фото компании «Дассо»

МОСКВА, 12 апреля. /СТАТУС-АРМС/. Последствия многолетней пандемии и военных действий на Украине всерьез ударили по ведущим производителям продукции военного назначения (ПВН) из стран ЕС, которые вынуждены принимать меры для сохранения цепочек поставок. Об этом пишет еженедельник "Дифенс Ньюс" (Defense News).

Европейская оборонная промышленность с определенными сложностями преодолела период пандемии коронавируса, которая привела к существенному повышению цен на важнейшие с точки зрения оборонной промышленности материалы и их транспортировку. В настоящее время экономические санкции, наложенные на Россию после начала специальной военной спецоперации (СВО) на Украине, означают, что оборонные компании должны провести тщательную ревизию своих поставщиков и убедиться, что среди них нет тех, в отношении кого действуют ограничения. Все эти факторы требуют от крупных европейских оборонных компаний  разрабатывать новые бизнес-стратегии для поддержания бесперебойного производства в еще более неопределенные времена.

За последние два года немалое давление, связанное с ростом цен на компоненты и ускорением графика поставок, испытала, в частности, финская компания "Патрия" (Patria), сообщил исполнительный вице-президент ее международного подразделения Юкка Холкери.

По словам топ-менеджера, с начала пандемии увеличились сроки поставки деталей и компонентов, требуемых для производства продукции "Патрия" - будь то боевые машины или электронные системы оборонного назначения. Кроме того, стоимость определенных деталей - от полупроводников до армированной стали - за последние два года выросла за счет снижения их доступности и увеличения затрат на транспортировку.

Главы крупнейших французских оборонных компаний призвали власти принять больше мер для обеспечения непрерывных поставок критически важных материалов в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Во время слушания в оборонном комитете Национального собрания Франции 30 марта трое участников заседания из аэрокосмической, сухопутной и военно-морской отраслей предупредили, что стоит задуматься о создании запасов таких материалов, как сталь, титан, никель и алюминий, чтобы обеспечить выполнение всех обязательств по срочным заказам.

В среднесрочной перспективе, как отметил генеральный директор "Дассо Авиасьон" (Dassault Aviation) и глава Ассоциации аэрокосмической промышленности Франции Эрик Трапье, новым поставщикам материалов придется пройти реквалификацию, что займет от одного до двух лет.

Что касается верфей, то для них низкая доступность и высокая стоимость стали является проблемой, растущей очень быстрыми темпами. Сталь и алюминий составляют 60% себестоимости малого корабля, подчеркнул на заседании президент "Нэвал Груп" (Naval Group) и председатель Объединения судостроителей Франции Пьер-Эрик Помелле. По его словам, буквально на глазах цена на сталь выросла на 40-60%. "Покупка стали становится проблематичной и может создать колоссальные проблемы для наших компаний", - подчеркнул Помелле.

Начавшись во времена пандемии COVID-19, проблемы с цепочками поставок еще более усугубились накануне начала военных действий на Украине, добавил Холкери. "Страны начали увеличивать свои оборонные бюджеты, что повлекло за собой новые закупки и заставило компании готовиться к повышенным производственным объемам и заказывать продукцию и материалы с длительным сроком изготовления", - пояснил он.

Европейские чиновники приветствовали заявления властей государств ЕС об увеличении своих оборонных расходов, но подобные "скорые решения не обязательно должны быть поспешными и бездумными", предостерег глава Европейского оборонного агентства EDA (European Defence Agency) Иржи Шедивы.

Внезапный рост спроса может с таким же успехом ударить и по производственным мощностям оборонных компаний, которые оказались в непростой ситуации из-за нехватки сырья и компонентов еще в начале пандемии. "Война на Украине только обостряет этот кризис с поставками. Поэтому уже в краткосрочной перспективе мы должны избегать внутриевропейской "гонки вооружений" среди стран-членов ЕС и, наоборот, лучше координировать свои действия, учитывая ситуацию с промышленными поставками", - отметил Шедивы.

Главы оборонных компаний подтвердили, что поддерживают санкции в отношении России, однако, по словам Трапье, такие экономические меры означают, что им придется тратить гораздо больше сил и времени на поиск поставщиков тех материалов, которые раньше поставлялись из РФ. Более того, продолжил он, неутихающие дискуссии о том, стоит ли отключить подачу российского газа в Европу, скажутся на том, где оборонные предприятия будут брать топливо для обеспечения работы своих сборочных линий.

Пока европейский оборонный комплекс старается обеспечить все запросы на военную продукцию, ускоряя сроки поставок в ближайшей перспективе, руководство предприятий уже видит, как российская военная операция на Украине влечет за собой полный пересмотр их бизнес-стратегий. "Обновление стратегии неизбежно. Но кажется, что большинство компаний настроено скорее на то, чтобы смириться с текущим положением <…>, чем комплексно пересмотреть свои бизнес-стратегии", - заключил Холкери.

Кризис с цепочками поставок в оборонном секторе - проблема общемировая. Так, администрация президента США Джо Байдена в качестве приоритетной задачи поставила перед Пентагоном цель обеспечить устойчивость поставок.

Чиновники уже начали искать слабые места в цепочках и устранять недостатки в системе на основании целого комплекта дорожных карт, которые Министерство обороны опубликует уже в ближайшее время.