Обзор беспилотных летательных аппаратов компании "Эдж Груп"

МОСКВА, 27 декабря. /СТАТУС-АРМС/. "Эдж Груп" (EDGE Group), ведущая эмиратская оборонная и технологическая компания со штаб-квартирой в Абу-Даби, уделяет особое внимание созданию беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Ее подразделения "Адаси" (ADASI) и "Хэлкон" (HALCON) разработали ряд высокотехнологичных комплексов БЛА для военного и гражданского применения. В данном обзоре рассматриваются характеристики некоторых наиболее широко известных беспилотников "Эдж Груп".
Компания "Хэлкон" зарекомендовала себя в первую очередь как разработчик БЛА самолетной схемы. В числе беспилотников данного типа входят новейшие барражирующие боеприпасы на электроэнергии семейства "Хантер" (Hunter) компании "Хэлкон": "Хантер", "Хантер-2" и его модификации, "Хантер-5" и его модификации и "Хантер-10", цифры в названиях которых обозначают массу полезной нагрузки (ПН) в килограммах.
БЛА "Хантер-10" является самым крупногабаритным БЛА семейства. Он оснащен сплошным, не разделенным на консоли и центроплан нестреловидным крылом, закрепленным на верхней части трапециевидного обтекаемого фюзеляжа, V-образным хвостовым оперением и четырехлопастным винтом в хвостовой части. Когда аппарат находится в трубчатой направляющей, крыло разворачивается вдоль фюзеляжа, а во время старта поворачивается в поперечном направлении. БЛА оснащен лазерной ГСН в нижней задней части фюзеляжа.
Максимальная взлетная масса БЛА "Хантер-10" составляет 50 кг, масса ПН - 10 кг, максимальная высота полета - 7000 футов (2130 метров), продолжительность полета - 150 минут при крейсерской скорости 120 км/ч, дальность связи - 31 км.
Размах крыла "Хантер-10" составляет 3,6 метра, длина – 2,85 метра. Он приводится в действие электрическим двигателем и может быть запущен с боевой бронированной машины (ББМ) или самоходной артиллерийской установки. Масса трубчатой пусковой установки (ПУ) - 62 кг.
Максимальная взлетная масса БЛА "Хантер-5" составляет 50 кг, масса ПН - 5 кг, максимальная высота полета - 7000 футов, продолжительность полета - 30 минут при крейсерской скорости 120 км/ч, дальность связи - 31 км. Размах крыла "Хантер-5" составляет 3,6 метра, длина - 2,85 метра. Трубчатая ПУ весит 27 кг.
Как и "Хантер-10", БЛА "Хантер-5" предназначен для выполнения разведывательных и ударных задач. Он отличается нестреловидным крылом, консоли которого крепятся под углом в верхней части фюзеляжа. Беспилотник оснащен складывающимся хвостом на хвостовой балке, который принимает обычную форму после старта из трубчатой направляющей. В носовой части БЛА установлен двухлопастный соосный винт, а оптоэлектронный датчик прикреплен к фюзеляжному отсеку.
"Хантер-5" хранится в специально разработанном контейнере; для транспортировки и развертывания аппарата требуется легкий автомобиль и экипаж.
Еще одним БЛА семейства является оснащенный искусственным интеллектом "Хантер 2-S". Он обеспечен автономным режимом распознавания целей и принятия решений, а также способностью выполнять задачи в составе роя. Беспилотник предназначен для переформирования воздушных операций, используя ИИ для координации миссий и распределения задач внутри роя.
БЛА "Хантер 2-S" самолетного типа имеет удлиненный корпус круглого сечения. Под его носовой частью помещен небольшой обтекатель для приборов наблюдения. На бортах носовой части предусмотрены ниши для укладки сложенного крыла. Стабилизатор имеет схожую конструкцию и тоже убирается в фюзеляж. Сверху предусмотрены два киля. Для оптимизации внутренних объемов крыло и стабилизатор выполнены несимметричными: одна плоскость располагается выше другой.
Аппарат оснащен электрическим двигателем с хвостовым толкающим винтом. Его летные характеристики не уточняются. Размах крыла – 1,44 метра, длина -1,25 м. Взлетная масса – 8 кг. Параметры боевой части, используемой для поражения цели, не сообщаются.
ПУ для "Хантер 2-S" выполнена в виде пакета направляющих в коробчатом кожухе. Возможно изготовление установок разной конфигурации в соответствии с требованиями и ограничениями носителей. На выставке "Дубай Эйршоу-2023" (Dubai Airshow 2023) была представлена ПУ изделие с 21 направляющей.
Комплекс в составе с БЛА "Хантер 2-S" включает ПУ и операторский пульт, позволяющий контролировать запуск и полет нескольких беспилотников, может размещаться стационарно или на любых подходящих платформах, наземных или надводных.
Другим высокотехнологичным БЛА самолетной схемы компании "Хэлкон" является портативный "Хантер-SP" (Hunter Soldier Portable, Hunter SP). Максимальная взлетная масса беспилотника составляет 4,5 кг, масса ПН - в 700 грамм, максимальная высота полета - 1000 футов (305 метров), крейсерская скорость - 90 км/ч, время автономной работы - 20 минут. "Хантер-SP " запускается с портативной ПУ. Он предназначен для выполнения разведывательных и ударных задач.
Еще более компактным БЛА семейства является запускаемый с руки винтокрылый "Хантер". Его длина составляет всего 200 мм, а масса – всего 2 кг. "Хантер" несет полезную нагрузку в 400 грамм и совершает полет на максимальной высоте 500 метров. Крейсерская скорость БЛА составляет 46 км/ч, продолжительность полета - 30 минут. В качестве пульта оператора применяется планшет
Беспилотник представляет собой фюзеляж цилиндрической формы вертикального старта и вертикального полета, в нижней части которого имеются наплывы для размещения полезной нагрузки. В верхней части фюзеляжа крепится специальный стержень с двумя, размещенными один над другим, четырехлопастными винтами противоположного вращения с лопастями длиной около 500 мм, которые приводятся в действие электрическим двигателем.
В феврале, на выставке IDEX-2023 "Эдж Груп" заявила о получении контракта стоимостью 1,1 млрд дирхам (299,5 млн долларов) на поставку ВС ОАЭ барражирующих боеприпасов семейства "Хантер" - Хантер-10", "Хантер-5" и "Хантер-2-S".
У компании "Хэлкон" есть и другие представители БЛА самолетного типа. Это, в частности, крупногабаритный высокоскоростной аппарат "Рич- S" (Reach-S).
Новейший БЛА "Рич-S" самолетной схемы эксперты относят к средневысотным аппаратам большой продолжительности полета класса MALE (medium-altitude long-endurance). Данный беспилотник отличается большим относительным удлинением, нестреловидным крылом, вытянутым фюзеляжем и двумя хвостовыми балками, прикрепленными к внутренней секции консолей крыла и заканчивающимися перевернутым V-образным хвостовым оперением.
"Рич-S" включает неподвижное трехколесное основное шасси и убирающееся носовое шасси. Под каждой консолью крыла находится по две внешних точки подвески, а под фюзеляжем, за носовым колесом, в карданном подвесе установлена стабилизированная оптоэлектронная станция с инфракрасным каналом.
В задней части фюзеляжа размещается двигатель "Ротакс-9812" (Rotax 912), приводящий в движение трехлопастной толкающий винт.
Максимальная взлетная масса БЛА "Рич-S" составляет 600 кг, масса ПН - до 120 кг, максимальная высота полета - 22000 футов (6700 метров), крейсерская скорость - 149 км/ч. Размах крыльев беспилотника составляет 12 метров, длина - 5,5 метров. дальность связи - 200 км.
БЛА самолетной схемы есть также у компании "Адаси". В их числе аппараты семейства "Шэдоу" (Shadow) - "Шэдоу-25" и "Шэдоу-50".
Дрон-камиказе "Шэдоу-25" с турбореактивным двигателем предназначен для поражения неподвижных целей. Его конструкция аналогична истребителю с укороченным треугольным крылом и хвостовым килем. Нижняя часть фюзеляжа оборудована оптоэлектронными системами и камерой.
Максимальная взлетная масса "Шэдоу-25" составляет 80 кг, масса ПН - 25 кг, крейсерская скорость - 400 км/ч, дальность поражения - до 250 км, продолжительность полета - один час.
Барражирующий боеприпас "Шэдоу 50-P " (Shadow 50-P) весит 135 кг и относится к классу БЛА среднего класса. Он оборудован турбореактивным двигателем и способен наносить высокоточные удары по неподвижным целям.
"Шэдоу-50-P" оснащен высокотехнологичной бортовой системой наведения и видеосистемой навигации, имеет массу ПН 50 кг, дальностью полета - до 295 км и дальность полета - девять часов.
В феврале, на выставке IDEX-2023, "Эдж Груп" объявила о получении контракта ВС ОАЭ стоимостью 1,33 млрд дирхамов (361, 8 млн долларов) на поставку БЛА "Шэдоу-25 и "Шэдоу-50".
К одновинтовым винтокрылым БЛА "Эдж Груп" относится, в частности, аппарат вертикального взлета и посадки (ВВП) "Гармуша" (Garmoosha), разработанный компанией "Адаси". Конструкция аппарата выполнена по типичной вертолетной схеме на двухопорном полозковом шасси. Беспилотный вертолет оснащен двухлопастным несущим винтом и двумя хвостовыми винтами в кольцевой опоре, размещенными с двух сторон горизонтального стабилизатора, установленного в конце хвостовой балки на среднем уровне. Также хвостовая часть оснащена вертикальными стабилизаторами. Оптоэлектронная станция подвешена в носовой части под фюзеляжем.
Основная задача беспилотника - выполнение задач наблюдения, разведки и сбора информации (НРСИ). Его максимальная взлетная масса составляет 550 кг, масса ПН - около 120 кг, длительность полета – 8 часов, дальность полета - 150 км, максимальная высота полета - 3000 метров. "Гармуша" оснащен" поршневым двигателем мощностью 130 л.с.
По данным "Адаси", БЛА может быть оснащен оптоэлектронными станциями с инфракрасным каналом MX-10 и MX-15 компании "Вескам" холдинга "Эль-3-Харрис" (L3 Harris Wescam), системой наблюдения "Аргос" (Argos) компании "Хенсольд" (Hensoldt), бортовой радиолокационной станцией (БРЛС) и лазерной системой обнаружения и измерения дальности. В составе аппарата применяется канал передачи данных по лини прямой видимости с дальностью действия 150 км. Беспилотником можно управлять дистанционно или он может совершать полет по заранее запрограммированнным точкам траектории с применением системы GPS.
По состоянию на март 2023 года в серийном производстве находится версия беспилотника для наземных операций, предназначенная для неназываемого заказчика. В то же время компания продолжает работу над военно-морским вариантом "Гармуши".
Одним из представителей эмиратских беспилотных мультикоптеров является аппарат QX-3 компании "Адаси". Его максимальная взлетная масса составляет 20 кг, масса ПН – 6 кг, дальность действия - до 40 км, время автономной работы - до 40 минут, крейсерская и максимальная высота полета - 304,8 и 610 м, соответственно.
БЛА QX-3 может применяться как беспилотник вертолетного типа (с массой боевой части 2,5-5 кг или двумя управляемыми боеприпасами), и как мультикоптер (с массой боевой части 6 кг или четырьмя управляемыми боеприпасами). Он запускается с платформы, установленной на легком автомобиле и способен передавать видеоряд на наземную станцию управления, оказывая поддержку ударным операциям.
В другом БЛА ВВП компании "Адаси", QX-5, для обеспечения полета используются как принципы вертолетной, так и самолетной схем. Он представляет собой высокоплан, оснащенный сплошным крылом большого удлинения, которое крепится в самой верхней части фюзеляжа и не делится на секции - консоли и центроплан. На двух подкрыльных балках установлено по два двухлопастных винта - спереди и сзади. Балки завершаются П-образным хвостовым оперением. Аппарат оснащен полозковым шасси
QX-5 предназначен для выполнения задач НРСИ, имеет продолжительность полета до 16 часов и массу ПН - до 25 кг, предлагая множество сценариев выполнения задач пограничному контролю и вооруженным силам.
Обладая дальностью полета до 150 км и максимальной высотой полета 15000 футов (4600 метров), QX-5 является идеальным аппаратом для выполнения высокоприоритетных операций.