Отказ Индонезии от покупки Су-35 не нанесет ущерба российскому ОПК

МОСКВА, 25 февраля. /СТАТУС-АРМС/. Отказ Индонезии от планируемой ранее покупки истребителей Су-35 не нанесет ущерба российскому оборонно-промышленному комплексу (ОПК). Об этом сообщил еженедельник "Дифенс Ньюс" (Defense News) в связи с выбором Индонезией французских истребителей "Рафаль" (Rafale) вместо Су-35 для замены устаревшего парка национальных ВВС.
Несмотря на отказ Джакарты от намерений приобрести истребители компании «Сухой», данный сектор российской экономики продолжает процветать благодаря прибыльным сделкам с другими странами Индо-Тихоокеанского региона (ИТР), отмечают эксперты "Дифенс Ньюс".
Как отмечает издание, Россия продает многоцелевые истребители, легкие боевые самолеты и вертолеты не только своим традиционным заказчикам, но и приобретает новых импортеров. Одним из основных экспортных продуктов российского ОПК являются учебно-боевые самолеты (УБС) Як-130.
Самолеты этого типа востребованы в странах ИТР, которые планируют перейти от устаревших российских и советских учебно-тренировочных машин к новым легким УБС, способным выполнять боевые задачи.
Як-130 отличается передовой авионикой, включающей систему дистанционного управления самолетом и "стеклянную" кабину экипажа. Он может нести разные типы вооружения, ракеты классов "воздух - воздух" и "воздух - поверхность", а также управляемые и неуправляемые авиабомбы.
АО "Рособоронэкспорт" отмечает, что УБС Як-130 "предназначен для обучения и оперативной подготовки летного состава, а также для выполнения боевых задач". Этот УБС может быть эффективен и при выполнении боевых задач по атаке воздушных и наземных целей.
В ИТР самолеты Як-130 в настоящий момент развернуты на вооружении ВВС Бангладеш, Лаоса и Мьянмы в количестве 11, 10 и 18 таких самолетов, соответственно.
Первые из 12 заказанных у России Як-130 начали прибывать во Вьетнам. Что касается Лаоса, то с приобретением самолетов Як-130 страна впервые с конца 1990-х годов вновь получила возможность оборонять свои воздушные рубежи.
Как пишет "Дифенс Ньюс", по сравнению с Лаосом Вьетнам скорее всего будет применять свои Як-130 в качестве учебно-тренировочных. Ими планируется заменить устаревающие самолеты L-39 "Альбатрос" (Albatros) чешской фирмы "Аэроводоходы" (Aero Vodochody). С их помощью страна также планирует обучать своих военных летчиков пилотированию современных боевых самолетов, в частности, недавно приобретенных истребителей Су-27 и Су-30.
Мьянма является относительно новым для России рынком сбыта военной авиатехники, поскольку до недавнего времени полагалась преимущественно на китайскую продукцию военного назначения. Но сейчас в строю ВВС Мьянмы уже имеются российские ударные вертолеты Ми-35П, а в 2018 году государство заключило контракт на поставку шести многоцелевых истребителей Су-30МКЕ.
Крупнейшим экспортером российской военной авиационной продукции в ИТР остается Китай несмотря на достижения китайских компаний в области высоких технологий.
Зависимость Пекина от российских авиационных двигателей - давно известное уязвимое место в китайской программе военной модернизации - скорее всего также сойдет на нет, по мере совершенствования национальных разработок в этой области, заявил "Дифенс Ньюс" военный эксперт Андреас Руппрехт.
По его словам, на некоторых действующих истребителях J-10 компании "Чэнду" (Chengdu) вместо российских турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД) АЛ-31 уже устанавливаются китайские WS-10. Также за последние несколько месяцев ТРДД с форсажной камерой (ТРДДФ) китайского производства были оснащены несколько малозаметных истребителей J-20.
Кроме того, спутниковые снимки производственной базы предприятия "Сиань Эйркрафт Компани" (Xi’an Aircraft Company) на аэродроме Яньлян в Сиане показывают, что по меньшей мере четыре стратегических военно-транспортных самолета Y-20 и самолета-заправщика Y-20U оснащаются ТРДД WS-20.
По мнению Руппрехта, было бы нелогичным Китаю, разрабатывающему собственные авиационные силовые установки, продолжать применять при дальнейшем создании самолетов в интересах собственных вооруженных сил российские двигатели. По его словам, есть вероятность полагать, что КНР планирует переоснастить двигателями национальной разработки реактивные бомбардировщики H-6K фирмы "Сиань". Он отметил, что двигатели, призванные заменить российские ТРДД Д-30КП на данных самолетах, в настоящее время проходят летные испытания.
Последней закупкой Пекином российской авиатехники, стал контракт на поставки военно-транспортных вертолетов Ми-171Ш. Вероятность этой сделки обсуждается с сентября 2020 года, а китайский телеканал "Феникс ТВ" (Phoenix TV) показал в своем эфире вертолет в раскраске ВВС Народно-освободительной армии страны (НОАК) на территории Улан-Удэнского авиационного завода (УУАЗ, входит в холдинг "Вертолеты России"). Ми-171Ш предназначены для выполнения поисково-спасательных операций и оснащены полным комплексом бортовой защиты (КБО) от систем ПВО вероятного противника. Поставки Ми-171Ш Китаю начались в 2021 году. По сообщениям СМИ, они должны были войти в состав неназываемой бригады в составе Восточного командования театра военных действий НОАК.
Как говорится в публикации "Дифенс Ньюс", закупка Ми-171Ш у России стала неожиданной для военных экспертов, поскольку в КНР реализуется национальная программа создания собственных вертолетов. В рамках этой программы разработано несколько проектов ударных и транспортных винтокрылых машин средней и большой грузоподъемности.
Однако, считает издание, данная российско-китайская сделка не выбивается из типичной для КНР тенденции приобретать образцы техники из той ниши, в которой страна планирует национальные разработки с возможностью реинжиниринга отдельных элементов. И в данном случае речь идет о вертолетах для выполнения поисково-спасательных операций.