Пакистан подтвердил приобретение китайских истребителей J-10C

04.01.2022 // 10:27ТегиНовости
Китайский истребитель J-10C на салоне «Эйршоу Чайна-2021» в Чжухае / Фото с видео телекомпании CCTV

МОСКВА, 4 января. /СТАТУС-АРМС/. Пакистан официально подтвердил закупку 25 китайских истребителей J-10C «Файрбёрд» (Firebird), которые должны принять участие в военном параде в честь Дня Пакистана 23 марта. Об этом сообщил 4 января еженедельник «Дифенс ньюс» (Defense News).

На прошлой неделе министр внутренних дел Пакистана Рашид Ахмед сообщил СМИ, что страна приобрела 25 китайских истребителей, что вызвано реакцией пакистанского руководства на увеличение численности парка индийских истребителей «Рафаль» (Rafale). Министр не уточнил стоимость сделки, а источник, знакомый с программами закупок вооруженных сил Пакистана, сообщил, что он не знает, были ли истребители «куплены или переданы в аренду ВВС Пакистана». В то же время, по словам источника, он более склонен полагать, что истребители переданы в аренду ВВС Пакистана для испытаний с отсрочкой оплаты.

Ричард Фишер, старший научный сотрудник Международного центра оценок и стратегии (International Assessment and Strategy Center), сообщил «Дифенс ньюс», что «есть изображения, свидетельствующие о том, что готовые J-10C на заводе-изготовителе в Чэнду готовы к почти немедленной передаче».

Интерес Пакистана к J-10 насчитывает более 10 лет. Сначала страну заинтересовал истребитель FC-20, являющийся экспортным вариантом одноместного J-10A. Это было частью более широкого Плана развития вооруженных сил на 2015 год, который сорвался из-за отсутствия финансирования со стороны администрации правящей Пакистанской народной партии в 2008–2013 гг. Этот интерес к FC-20 был частично вызван необходимостью дополнить парк своих истребителей F-16, когда дальнейшие закупки этих самолетов стали маловероятными.

Пакистан также изучал возможность приобретения российских истребителей Су-35 (Flanker-E), которые потенциально могли обеспечить прикрытие с воздуха операций ВМС Пакистана в Аравийском море.

Когда впервые возникли слухи о покупке пакистанских J-10C в начале 2021 года, то они были связаны с одной из эскадрилий ВВС Пакистана, базирующейся в Карачи.

Морская авиация ВМС НОАК эксплуатирует с береговых аэродромов более ранние варианты J-10AH и J-10SH «Файрбёрд» в качестве многоцелевых самолетов и Пакистан может использовать свои самолеты аналогичным образом.

Пакистанские истребители «Файрбёрд» считаются экспортным вариантом J-10CE новейшего китайского истребителя J-10C, оснащенного бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС с АФАР) и ракетами класса "воздух - воздух" большой дальности PL-15. Из двадцати пяти самолетов можно было сформировать две эскадрильи по 12 самолетов в каждой.

Авиационный эксперт британского института RUSI (Royal United Services Institute) Джастин Бронк полагает, что J-10C значительно повысит военно-воздушную мощь Пакистана. «J-10C - мощный современный многоцелевой легкий истребитель, который представляет собой примерный китайский эквивалент современного американского F-16 Block 60/70», - сказал он. В то же время, полагает Бронк, этот самолет не является полным эквивалентом французского «Рафаля».

БРЛС с АФАР и наличие ракет «воздух - воздух» дальнего действия PL-15 делают китайский истребитель потенциально серьезной угрозой для самолетов, не являющихся малозаметными, хотя он все же не является тем истребителем, который может полностью противостоять индийскому «Рафалю» на больших дальностях. «Превосходные кинематические характеристики «Рафаля» и наличие ракет «Метеор» обеспечивают достойное противодействие PL-15, - полагает Бронк. - J-10C также вряд ли сможет сравниться с «Рафалем» по возможностям радиоэлектронной борьбы».