Перспективный авианосец ВМС Франции оснастят американскими электромагнитными катапультами

МОСКВА, 24 декабря. /СТАТУС-АРМС/. Франция запросила у Соединенных Штатов палубные электромагнитные катапульты EMALS (Electromagnetic Aircraft Launch System) и перспективные аэрофинишеры AAG (Advanced Arrested Gear) для оснащения своего нового авианосца PANG (Porte-Avions de Nouvelle Génération). Как сообщило управление DSCA Министерства обороны США, Госдеп согласовал продажу Франции палубных электромагнитных катапульт, аэрофинишеров нового поколения и сопутствующего оборудования на общую сумму более 1,321 млрд долларов.
Запрос Франции также включает в себя проведение наземных испытаний, сопровождение тестирования и сертификации нового оборудования, обучение операторов и обслуживающего персонала, техническую помощь и другие услуги поддержки. Субподрядчиками по программе PANG с американской стороны должны стать разработчик электромагнитной катапульты компания «Дженерал Атомикс» (General Atomic) и интегратор системы верфь «Хантингтон Ингаллс Индастриз» (Huntington Ingalls Industries).
Катапульта EMALS была разработана для применения на новейшем атомном авианосце ВМС США CVN-78 "Джеральд Р.Форд" (USS Gerald R. Ford). Это первый атомный авианосец ВМС США, который вместо традиционной паровой катапульты оснащен электромагнитной катапультой EMALS. Применение катапульты EMALS расширит оперативные возможности перспективных авианосцев ВМС США. Применение электромагнитных технологий обеспечивает существенное сокращение расходов на техническое обслуживание катапульты, повышает ее надежность и эффективность, обеспечивает гораздо большие энергии запуска и более точное управление конечной скоростью разгона палубного летательного аппарата при взлете. Кроме того, электромагнитная катапульта обеспечивает более плавный разгон и меньшую нагрузку на запускаемый летательный аппарат.
При условии заключения соглашения в 2022 году французские палубные истребители «Рафаль М» (Rafale M) должны пройти интеграцию с системами EMALS и AAG в США. Кроме того, французские летчики должны будут пройти в США обучение.
Генеральная делегация по вооружениям Франции (DGA) объявила на своем веб-сайте 29 марта 2020 года о заключении с компаниями "Нэвал груп" (Naval Group), "Шантье де л'Атлантик (Chantiers de l’Atlantique) и "ТекникАтом" (TechnicAtome) контракта на предварительное проектирование авианосца нового поколения PANG.
DGA заявила, что эта работа продлится два года и объединит наработки и технические данные двухлетней фазы предварительных исследований. Будущий авианосец с атомным двигателем будет иметь водоизмещение 75000 тонн, длину 300 м, скорость 27 узлов и экипаж из 2000 человек. На авианосце должна базироваться авиагруппа в количестве 30 перспективных истребителей NGF (Next Generation Fighter), разрабатываемых в рамках франко-германо- испанской программы перспективной боевой авиационной системы FCAS (Future Combat Air System). Летательные аппараты будут запускаться электромагнитными катапультами и осуществлять посадку с применением аэрофинишеров нового поколения.
Предварительные проектные работы объединят архитектуру корабля, определенную в ходе предварительных исследований и промышленной организации управления проектом, а также определят варианты безопасности для ядерной силовой установки, которая будет иметь два реактора, поставленных Комиссией по атомной и альтернативным видам энергии Франции.
Следующим этапом будет этап детального предварительного проектирования, который продлится три года, после чего промышленность представит предложение по строительству авианосца, параллельно с изучением предварительного отчета о требованиях безопасности для ядерной энергетической установки. Строительство авианосца планируется начать в 2025 году, после чего в 2036 году будут проведены его ходовые испытания, и в 2038 году корабль будет введен в эксплуатацию при условии обеспечения перехода от окончания эксплуатации нынешнего французского авианосца "Шарль де Голль" и готовностью его преемника.
Проект авианосца нового поколения PANG, который разрабатывается на замену единственному кораблю такого типа на вооружении ВМС Франции авианосцу "Шарль де Голль", получит более мощную ядерную силовую установку, а также станет длиннее и будет иметь большее водоизмещение. Об этом сообщил французский интернет-портал "Мер э марин" (Mer et Marine), специализирующийся на морской тематике.
По данным портала, проектная длина PANG - более 280 метров, а водоизмещение - по меньшей мере 70 тыс тонн. Длина "Шарля де Голля" составляет 261 метр, а водоизмещение - 42,5 тыс тонн. При этом каждый из двух атомных реакторов K15 на борту "Шарля де Голля" выдает мощность на уровне 150 МВт, в то время как два реактора нового поколения K22, которые установят на новый корабль, смогут выдавать суммарно до 450 МВт.
Повышенная энерговооруженность связана и с возросшим потреблением электричества современными системами корабля. В частности, на него планируется установить электромагнитные катапульты для запуска самолетов (EMALS) длиной 90 метров, разработанные США для установки на свои новые авианосцы типа "Джеральд Р.Форд". Эти установки, а также новейшие системы экстренного торможения самолетов при посадке AAG (Advanced Arrested Gear) обойдутся бюджету республики от 1 до 1,5 млрд евро. На нынешнем авианосце "Шарль де Голль" установлены паровые катапульты C-13F длиной 75 метров.
В мае 2020 года министр Вооруженных сил Франции Флоранс Парли заявляла, что новый авианосец на замену "Шарлю де Голлю" будет построен на верфи в Сен-Назере и заменит его в строю в 2038 году.
"Шарль де Голль" - флагман французского военного флота и единственный авианосец страны, был спущен на воду в 1994 году. Оснащенный атомной силовой установкой корабль способен нести на своем борту до 40 истребителей "Рафаль", а также несколько разведывательных самолетов и вертолетов. Экипаж "Шарля де Голля" составляет около 2 тыс человек.