Перспективы расширения оборонных рынков Среднего Востока и Северной Африки

МОСКВА, 23 января. /СТАТУС-АРМС/. В марте 2022 года Международный институт стратегических исследований IISS (International Institute for Strategic Studies) представил результаты своей исследовательской программы «Оборонная политика и экономика Ближнего Востока и Северной Африки» на своем форуме по вопросам обороны в Эр-Рияде. Основные выводы заключались в том, что, хотя расходы на оборону на Ближнем Востоке и в Северной Африке составляют от 8 до 10% от общемирового годового объема, в последние годы в этот регион направляется до 25% мирового оборонного экспорта. Об этом сообщается в статье исполнительного директора IISS генерал-лейтенанта в отставке Тома Бекета, включенной в электронное издание обзора «Outlook 2023» американского еженедельника «Дифенс ньюс» (Defense News).
Как отмечается в статье, хотя этот регион является важнейшим рынком для экспорта продукции военного назначения (ПВН), он все больше стремится развивать внутренний потенциал. Препятствием для реализации амбиций региона по локализации оборонительных возможностей является то, что региональные инвестиции в оборонные исследования и разработки были весьма незначительными, составляя в среднем менее 1% оборонных бюджетов за последнее десятилетие.
Обзор находящихся на вооружении арсеналов ВВС и ВМС 11 стран, проанализированных в рамках исследовательской программы, показывает, что США доминируют в авиационной сфере, предоставляя 67,5% всех боевых самолетов. Другими поставщиками являются Франция, Великобритания и Россия, на каждую из этих стран приходится около 10%.
В морской сфере круг поставщиков шире. Лидирует Франция, предоставившая 24% от общего объема ПВН. Далее следуют Германия - 19% и США - 17%, на остальные семь стран приходится оставшаяся часть.
Интересно, что Россия обеспечивает 11% военно-морского потенциала и 9,5% парка самолетов. Однако из-за необходимости снабжать собственные вооруженные силы и из-за санкций, наложенных на оборонно-промышленный комплекс, Россия, скорее всего, с трудом сможет снабжать традиционных и новых покупателей и больше не сможет вводить инновации. Более того, полагает автор статьи, отмечая предпочтение в регионе к получению более совершенной военной техники и наблюдая недостаточные характеристики применения российских платформ во время вторжения в Украину с моря, воздуха и земли, можно предположить, что способность России наращивать свою долю рынка исчерпана.
Пострадав от атак хуситов, иранских ракет и БЛА, особенно в Саудовской Аравии в Абкайке в сентябре 2019 года и в Абу-Даби в январе и феврале 2022 года, регион готов к угрозе воздушного нападения. Этому способствовало успешное применение Россией ударных иранских боеприпасов «Шахед-136» против гражданских и энергетических целей на Украине. Регион захочет лучше защищаться от атак с воздуха и вооружаться, чтобы иметь возможность использовать вооруженные и ударные БЛА.
В 2014 году ни одна из 11 стран региона не владела боевыми БЛА. К 2022 году их приобрели восемь государств, а два (Израиль и Объединенные Арабские Эмираты) разработали вооруженные варианты. Ограничения режима контроля за ракетными технологиями означают, что региональные государства обращаются в основном к Китаю и Турции за покупками БЛА. Кроме того, регион должен быть обеспокоен тем, что в обмен на поставку Тегераном своей техники России последует продажа Ирану современных самолетов. В частности, у России имеется 24 самолета Су-35 в связи с незавершенной сделкой с Египтом.
В том же ключе, что и закупка и разработка БЛА, регион полон решимости идти в ногу с развитием новых и прорывных технологий. Участие в так называемой четвертой промышленной революции является элементом национального видения многих из 11 стран, но только три из них (Израиль, Саудовская Аравия и ОАЭ) выразили это в своей политике. Эти страны заинтересованы в таких технологиях для удовлетворения своих стремлений к внутреннему развитию. Более того, установление дипломатических отношений между Израилем и такими странами региона, как Бахрейн, Марокко и ОАЭ, означает, что оборонное сотрудничество в этой области может быть взаимовыгодным.
Какие выводы можно сделать о регионе? Без значительного расширения исследований и разработок будет трудно достичь региональных оборонно-промышленных целей, включая локализацию производства и независимость своих внутренних возможностей.
Кроме того, это увеличение будет эффективным только в том случае, если оно будет сопровождаться устойчивыми инвестициями в оборонно-промышленную базу, целенаправленным развитием компетенций специалистов и формализованной, прозрачной оборонно-промышленной политикой.
Чтобы выйти на рынок Ближнего Востока и Северной Африки, традиционные поставщики должны лучше удовлетворять потребности региона в локализации. Помимо передачи технологий, офсетные соглашения могут внести полезный вклад в укрепление потенциала в области исследований и разработок, а также в развитие компетенций персонала. В регионе по-прежнему будут отдавать предпочтение высокотехнологичным воздушным и морским платформам, но важной задачей будет определение способов более активного участия в разработке БЛА, а также в новых и прорывных технологиях. Без присутствия в этих областях региону все чаще придется искать альтернативных поставщиков.
Диверсификация стратегических отношений уже является широко распространенной региональной политикой, и традиционные поставщики ПВН должны стремиться оставаться главными стратегическими партнерами в области обороны. Хотя регион еще не осознал этого, стратегические связи с Россией должны быть значительно сокращены.