Поставка истребителей "Рафаль" в ОАЭ станет крупнейшим военным контрактом Франции

МОСКВА, 3 декабря. /СТАТУС-АРМС/. Соглашение о поставке Объединенным Арабским Эмиратам (ОАЭ) 80 многоцелевых истребителей "Рафаль" F4 (Rafale F4) последней модификации компании «Дассо Авиасьон» (Dassault Aviation) и 12 вертолетов "Каракал" (H225M Caracal) компании «Эрбас» (Airbus) стало самым крупным военным контрактом в истории Франции. Об этом заявил 3 декабря журналистам президент республики Эммануэль Макрон, находящийся с визитом в ОАЭ.
"Это самый крупный военный контракт в нашей истории, - сообщил Макрон, беседа которого с прессой транслировалась в "Твиттере" Елисейского дворца. - Это крайне важный контракт для экономики Франции. Он также свидетельствует о доверительных отношениях Парижа и Абу-Даби".
Как отметило ранее агентство Франс Пресс, заказ ОАЭ стал самым крупным с 2004 года, когда истребители "Рафаль" были приняты на вооружение ВВС Франции. По оценке экспертов, объем контракта составляет 17 млрд евро. Франция представила истребитель «Рафаль» и вертолет H225M «Каракал» на авиасалоне «Дубай Эйршоу-2021», причем истребитель не только демонстрировался на статической экспозиции, но и принимал участие в летной программе.
По информации компании «Дассо Авиасьон», это первый экспортный контракт новейшей модификации истребителя «Рафаль» F4. Подписав этот контракт на истребители «Рафаль», ОАЭ присоединились к Хорватии, Греции, Индии, Египту и Катару в качестве экспортных заказчиков самолетов французского производства. Церемония подписания соглашения проходила с участием наследного принца Абу-Даби и заместителя командующего Вооруженными силами ОАЭ Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна.
Истребитель «Рафаль» F4 оснащен бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС с АФАР Thales RBE2) компании «Талес», бортовым контейнером целеуказания дальнего действия TALIOS и разведывательным контейнером Reco NG этой же компании, усовершенствованной аппаратурой связи, усовершенствованным нашлемным индикатором, новым блоком управления двигателем. Самолет может нести новые авиационные средства поражения (АСП), включая ракеты класса «воздух – воздух» MICA нового поколения, высокоточные авиабомбы модульной конструкции массой 1000 кг AASM (Armement Air-Sol Modulaire). Помимо усовершенствований программных и аппаратных средств, нововведения варианта F4 будет включать в себя спутниковую антенну, а также новую систему прогнозирования и диагностики, предназначенную для внедрения возможностей технического обслуживания. Компоненты стандарта F4 в настоящее время проходят летные испытания и должны стать доступными уже в 2022 году, хотя более обширная конфигурация должна быть объявлена боеготовой примерно в 2025 году.
В объявлении о заключенном контракте не сообщается о количестве поставляемых одноместных и/или двухместных самолетов, а также не указывается, какое дополнительное оборудование и вооружение было включено в сделку. Кроме того, не указывается стоимость контракта или сроки поставки, хотя скорее всего, это станет возможным после 2025 года, когда F4 станет полностью доступным.
Переговоры между Францией и ОАЭ по поводу потенциальной продажи истребителей «Рафаль» начались в 2008 году, когда Абу-Даби стремился заменить свои 63 истребителя «Мираж-2000» (Mirage 2000) на такое же количество «Рафалей», дополнив ими имеющийся парк из 80 истребителей F-16E/F «блок 60» компании «Локхид Мартин» (Lockheed Martin F-16E/F Block 60) «Десерт Фалкон» (Desert Falcon).
Теперь, когда сделка подписана, истребители «Рафаль» заменят 56 оставшихся истребителя «Мираж 2000» и дополнят 79 истребителей «Десерт Фалкон». ВВС ОАЭ также надеются приобрести у США общевойсковой истребитель F-35A компании «Локхид Мартин» (Lockheed Martin F-35A Lightning II Joint Strike Fighter) в количестве 50 единиц.
F4 - последняя версия истребителя «Рафаль». Стандарт F1 обеспечивал базовую возможность ведения воздушного боя; в стандарте F2 были добавлены ракеты AASM и «Скальп» (Scalp), а также высокоточные бомбы класса "воздух - поверхность"; стандарт F3 предусматривал дополнительное применение контейнера Reco NG и ракеты ASMP-A; стандарт F3-2 был адаптирован для применения управляемых авиабомб GBU-24 и контейнера целеуказания «Дамоклес» (Damocles); F3-3 был экспортным вариантом и включал канал передачи данных Link 16; F3-4+ отличался усовершенствованным человеко-машинным интерфейсом и БРЛС с АФАР; F3-R включает в себя ракету «воздух - воздух» «Метеор» (Meteor) дальнего действия и новейшую версию модульного высокоточного оружия класса «воздух - поверхность» AASM компании «Сажем» (Sagem) с лазерным наведением, БРЛС с АФАР Thales RBE2, контейнер целеуказания дальнего действия Thales TALIOS, автоматическую систему предотвращения столкновений с землей Auto-GCAS (automatic ground collision avoidance system), улучшенную система дозаправки типа «самолет – самолет» и систему радиоэлектронной борьбы «Спектра» (Spectra).
Помимо новейшего разрабатываемого стандарта F4, Франция имеет план обновления истребителей «Рафаль» до варианта F7, который призван продлить срок службы самолетов этого типа до 2070 года. Начиная с варианта F4, обновления аппаратного и программного обеспечения для самолета будут разделены, чтобы избежать длительной и дорогостоящей повторной сертификации для получения сертификата летной годности. С 2030 по 2040 год вариант F5 будет иметь больше возможностей для подключения новых блоков, нового оружия и датчиков, новую ядерную ракету, искусственный интеллект и пакет увеличения сроком службы планера. Пакеты обновления вариантов F6 и F7 пока еще не определены.