Программа FCAS задерживается из-за споров между головными подрядчиками

08.03.2022 // 18:57ТегиНовости
Натурный макет истребителя NGF / Фото «СТАТУС-АРМС»

МОСКВА, 8 марта. /СТАТУС-АРМС/. Реализация одной из ключевых оборонных программ Европы FCAS (Future Combat Air System) по созданию перспективной боевой авиационной системы задерживается, поскольку основные подрядчики не смогли достичь соглашения о дальнейших действиях. Об этом сообщил еженедельник "Дифенс Уикли" со ссылкой на генерального директора компании "Дассо" Эрика Трапье.

"Два из трех основных подрядчиков, "Эрбас" (Airbus) и "Дассо" (Dassault) не достигли соглашения о запуске "Этапа-1B" (Phase 1B), связанного с исследованиями и разработками, который приведет к созданию опытного образца истребителя к 2027 году", - заявил Трапье 4 марта на собрании по доходам компании.

Реализуемая тремя европейскими странами программа FCAS направлена на обеспечение Франции, Германии и Испании новыми возможностями в сфере боевой авиации к 2040 году. Она еще не вступила в фазу исследований и разработок и рискует отстать от графика, если отраслевые партнеры не смогут пойти на компромисс по вопросу распределения ключевых работ.

Контракт на выполнение работ на "Этапе-1B" подготовлен Генеральной дирекцией по вооружениям Франции DGA (Direction generale de l'armement). Компания "Дассо", подписавшая контракт, возглавляет участие французской промышленности в программе FCAS, "Эрбас" представляет Германию, а "Индра" (Indra) - Испанию.

Переговоры между тремя основными подрядчиками, которые тянутся уже несколько месяцев, рискуют привести программу к полному застою. По словам Трапье, спор касается роли "Дассо" в качестве ведущего разработчика истребителя следующего поколения NGF (Next-Generation Fighter) в рамках программы FCAS.

Программа разделена на семь направлений работ, каждое из которых возглавляется головным подрядчиком при участии субподрядчиков. "Дассо" возглавляет работы по созданию истребителя NGF, "Эрбас" отвечает за разработку беспилотного летательного аппарата (БЛА) с дистанционным управлением ("надежного ведомого"), а также за обеспечение передовых облачных технологий и технологий малозаметности. "Индра" возглавляет работы по системам датчиков, а компания "Сафран" (Safran) создает новый реактивный двигатель для истребителя.

"Дассо" должна быть лидером и головным подрядчиков по истребителю, - сказал Трапье. - Были представлены дополнительные запросы на поддержку этой программы; я сказал, что существует красная черта, которую нельзя пересекать".

В то же время "Эрбас" отмечает, что все споры сводятся к достижению справедливого распределения работ. "Несколько месяцев назад нам удалось найти справедливые и сбалансированные соглашения по всем 6 другим направлениям работ, где даже при регламентированном руководстве компетентность и возможности каждого партнера уважаются и могут участвовать на справедливой основе, - заявил еженедельнику "Дифенс Ньюс" представитель компании. - "Эрбас" внес несколько предложений по созданию истребителя следующего поколения NGF. Мы поддерживаем любое решение, которое будет учитывать как навыки каждого партнера, так и ведущую роль "Дассо", что приведет к справедливому соглашению. Мы уверены, что решение может быть достигнуто, если в NGF будут соблюдаться правила сотрудничества, согласованные странами, как это имеет место в других областях".

Заинтересованные стороны программы давно ожидают контракта на данном этапе работ. Летом 2021 года министры обороны Германии, Франции и Испании достигли собственного трехстороннего соглашения, в котором были официально закреплены обязательства сторон по финансированию на "Этапе-1B" и "Этапе-2", предполагающих создание опытного образца к 2027 году. Как ранее заявило Министерство обороны Германии, "теперь очередь промышленности прийти к соглашению".

Между тем специалисты "Дассо", отобранные для работ на "Этапе-1B", были переведены в другие подразделения компании, сказал Трапье. Они вернутся к программе FCAS в том случае, если контракт будет подписан.