Программы истребителей 6-го поколения «Темпест» и F-X объединены в проект GCAP

МОСКВА, 10 декабря. /СТАТУС-АРМС/. Великобритания, Италия и Япония будут вместе создавать истребитель 6-го поколения. Соответствующие англо-итальянская программа «Темпест» (Tempest) и японская программа F-X объединены в единый проект GCAP (Global Combat Air Programme), говорится в совместном заявлении трех стран от 9 декабря.
По сообщению еженедельник «Дифенс Ньюс» (Defense News), подробностей относительно совместной инициативы пока мало. Новейший истребитель по этой программе должен быть готов к 2035 году.
В случае если проект GCAP действительно будет реализован, то он станет крупнейшей в истории совместной японо-европейской инициативой. При этом пока остается неясным, продолжит ли свое участие в ней Швеция, которая в течение нескольких лет работала по программе «Темпест» вместе с Великобританией и Италией, но впоследствии свернула свое участие. Однако переговоры со Стокгольмом в этом направлении продолжаются.
В заявлении стран — участниц GCAP отмечено, что программа «углубит взаимное сотрудничество в сфере обороны, науки и технологий», а также даст толчок формированию объединенных межнациональных цепочек поставок и будет способствовать дальнейшему наращиванию совместной оборонно-промышленной базы. «Программа обеспечит суверенную возможность для всех трех стран создавать, проектировать и модернизировать передовые авиационные средства на многие годы вперед», — сказано в заявлении.
Ранее японская газета «Иомиури» (Yomiuri) сообщила, что ведущая роль в разработке истребителя по обновленной программе достанется компаниям «Мицубиси Хэви Индастриз» (Mitsubishi Heavy Industries, MHI) и «БАе Системз» (BAE Systems). От Италии в проекте должна принять участие компания «Леонардо» (Leonardo). Первоначально предполагалось, что в реализации проекта также будет участвовать американская «Локхид Мартин» (Lockheed Martin), которая затем отказалась от этого сотрудничества. По данным японских СМИ, это было сделано из-за нежелания американского концерна передавать Токио передовые технологии, используемые при разработке и создании истребителей нового поколения.
Согласно плану Великобритании, самолет «Темпест» должен стать ядром комплексной системы, объединяющей широкий спектр других элементов — в частности, беспилотных летательных аппаратов, датчиков, вооружений и передовых средств передачи и хранения данных. Как отметил «Дифенс Ньюс», с объединением программ вряд ли что-то изменится. «Мы разделяем желание насчет того, чтобы этот самолет стал центральным звеном в более широкой и развитой системе, которая будет функционировать не только в воздухе, но и других средах», — отметили представители новой инициативы GCAP в совместном заявлении.
Управляющий директор британского подразделения фирмы «Леонардо» «Ю-Кей Электроникс» (UK Electronics) Марк Гамильтон подчеркнул, что предприятия промышленности готовы обеспечить программу всем необходимым. «Появление единой международной программы, поддерживаемой правительствами трех стран, говорит о том, что наше совместное видение боевой авиации будущего, достигло зрелости, и том, что наша вера в способность промышленности реализовать эту программу сильна», — сказал Гамильтон.
По данным «Иомиури», предполагается, что Великобритания, Италия и Япония совместно произведут порядка 300 истребителей, часть из которых будет предложена на экспорт. В связи с этим японская сторона также будет вынуждена пересмотреть часть положений своего действующего законодательства, де-факто запрещающего ей экспорт подобного вооружения.
В январе Токио и Лондон уже начинали совместную разработку двигателя для боевого самолета F-X Сил самообороны Японии, который, как предполагалось, должен в 2030-х годах заменить находящиеся сейчас на их вооружении многоцелевые истребители F-2. С британской стороны в проекте принимала участие компания «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce), с японской — авиастроительная корпорация «Исикавадзима Хэви Индастриз» (Ishikawajima Heavy Industries).
Затраты на весь проект разработки истребителя, по предварительным расчетам, должны были составить 1,5 трлн иен (около 11 млрд долларов). Министерство обороны Японии ранее заявляло, что создание опытного образца F-X начнется в 2024 году, летные испытания запланированы на 2028 год, а серийное производство — на 2031 год.