Прогресс в модернизации ВС Малайзии ожидается после середины 2020-х годов

12.05.2022 // 19:19ТегиНовости
Подводная лодка типа «Скорпен» ВМС Малайзии / Фото «СТАТУС-АРМС»

МОСКВА, 12 мая. /СТАТУС-АРМС/. Модернизация Вооруженных сил (ВС) Малайзии, вероятно, будет отложена в ближайшем будущем, однако через некоторое время начнет набирать обороты. Такой прогноз дает информационно-аналитический центр "Джейнс", (Jane’s), анализируя оборонный бюджет этой страны и состоянии ее текущих и перспективных программ закупки вооружений и военной техники (ВиВТ).

Стагнацию военной модернизации на данный момент эксперты "Джейнс" объясняют ограничением расходов Малайзии на оборону и нерешительностью правительства. Эти ограничения обусловили максимальное вовлечение национальной промышленности в процесс поставок ВиВТ малайзийской армии и обеспечения высококонкурентных тендеров, если таковые все же проводятся.

Данные тенденции были подчеркнуты высокопоставленными военными представителями королевства ЮВА в ходе выставки "Дифенс Сёрвисез Эйша-2022" (Defence Services Asia 2022, DSA-2022), которая прошла в Куала-Лумпуре 28-31 апреля. Они также связаны с достижением экономической эффективности и стратегией диверсификации, которая получила импульс из-за специальной военной операции (СВО) России на Украине.

Оборонный бюджет Малайзии на 2022 год составляет 16,14 млрд малайзийских ринггитов (3,8 млрд дол), что на 1,8% больше, чем годом ранее. Ассигнования на 2022 год включают 11,10 млрд ринггитов (2,6 млрд дол) на операционные расходы и 5,04 млрд ринггитов (1.2 млрд дол) на развитие ВС. Это, соответственно, на 2% меньше и на 12% больше, чем годом ранее.

Рост оборонного бюджета Малайзии в реальном выражении (с поправкой на инфляцию) составил 1,2% в 2022 году, снизившись в сравнении с показателем в 5,3% в 2021 году и с максимумом в 9% в 2020 году. Правительство страны, однако, попыталось защитить статью оборонные закупки, от того, чтобы на нее не легла основная тяжесть такого сокращения.

Анализ оборонного бюджета Малайзии показывает, что финансирование закупок ВиВТ страны увеличилось примерно с 500 млн дол в 2020 году до почти 1 млрд дол в 2021 году. В 2022 году при дальнейшем небольшом увеличении расходы на приобретение продукции военного назначения (ПВН) составят почти 27% от оборонного бюджета, что почти вдвое больше, чем в 2020 году.

"Джейнс" прогнозирует, что темпы роста оборонного бюджета Малайзии будут медленно увеличиваться, начиная с 2024 года, оставаясь при этом ниже 5% в реальном выражении до конца 2020-х годов. Согласно прогнозам, ежегодные расходы страны на военные закупки останутся относительно неизменными и составят около 1 млрд дол в середине 2020-х годов. При этом пожелания правительства в отношении крупномасштабных оборонных контрактов будут ограничены в ближайшем будущем.

Малайзия долгое время политизировала громкие закупки для своих ВС, причем сделки часто рассчитывались с целью получения максимальной выгоды. Однако после пандемии Covid-19, когда безработица в стране достигла самого высокого уровня за последние три десятилетия, ожидается, что недавно объявленные приоритетные тендеры на военные закупки, в ближайшие месяцы вряд ли перейдут на стадию контрактов. В их числе тендеры на закупку двух морских патрульных самолетов, 18 легких боевых самолетов и трех средневысотных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) большой продолжительности полета класса MALE (medium-altitude, long-altitude).

Тендеры по всем этим трем программам были объявлены Министерством обороны в течение двух последних лет, хотя, как сообщается, все они еще подлежат оценке.

Задерживаются также несколько других программ закупок, ряд из которых задерживается на многие годы. Программы, которые ранее были определены в качестве приоритетов ВС, остаются замороженными из‐за отсутствия финансирования и обязательств правительства. В их числе программы по приобретению многоцелевых боевых самолетов, бортовых систем раннего предупреждения и управления, вертолетов противолодочной обороны, бронетранспортеров и самоходных гаубиц.

При этом широко разрекламированная программа "от 15 к 5" (15-to-5), предусматривающая сокращение классов применяемых ВМС военных кораблей с 15 до пяти при увеличении количества боевых единиц в каждом классе, также не принесла большого прогресса. Приобретение кораблей одного их этих классов - фрегатов типа "Говинд" (Gowind), получившего в Малайзии название "Махараджа Лела" (Maharaja Lela), - по-прежнему находится в подвешенном состоянии из-за задержек и перерасхода средств. В то же время программы закупки кораблей других классов приостановлены.

Неясно, как долго Малайзия продолжит откладывать эти дорогостоящие закупки, но все же по мере улучшения состояния экономики страны ожидается прогресс в реализации военных программ. Если на первый план выйдут стратегические вопросы, наиболее вероятно, связанные с напористостью Китая в отношении территории, на которую претендует Малайзия, у берегов Борнео, тогда прогресс, может ускориться.

Правительство заявило, что как только модернизация в Малайзии начнет набирать темпы, она будет сопровождаться усилиями, направленными на обеспечение максимальной экономической выгоды и гарантированного снабжения армии.

Для поддержки этих усилий правительство готовит новую национальную политику в области оборонной промышленности, в которой особое внимание будет уделено производству ВиВТ в стране. Эта политика будет основываться на реализуемой королевством программе промышленного сотрудничества ICP (Industrial Collaboration Programme), но с повышенным акцентом на оборонную индустрию.

Новая политика, как и ICP, будет направлена на обеспечение внутреннего развития за счет партнерства с зарубежными компаниями.

Чтобы обеспечить поставки ПВН для своих ВС, Малайзия уже давно придерживается стратегии диверсификации, которая направлена на привлечение широкого круга мировых поставщиков. Этот подход был недавно подтвержден правительством, отчасти в ответ на расширенные международные санкции, введенные против Москвы. Ранее Малайзия была одним из крупнейших оборонных заказчиков России, но к настоящему времени эта зависимость ослабла.

В середине марта министр обороны Малайзии Хишаммуддин Хуссейн сообщил Палате представителей, что на данный момент только два требования малайзийских ВВС обеспечиваются Россией . Первое состоит в поставке запасных частей и компонентов для парка из 18 многоцелевых истребителей Су-30МКМ, которые были переданы стране в 2007 году, а второе - в ожидаемой поставке 177 ПТРК типа "Метис-М", заказанных Малайзией в 2020 году.

По словам Хишаммуддина, на сегодняшний момент национальный ОПК располагает достаточным количеством запасных частей для техподдержки малайзийского парка Су-30МКМ в течение двух лет. В то же время он подчеркнул, что Министерство обороны намерено и дальше диверсифицировать своих поставщиков, чтобы уменьшить зависимость от "определенных стран". В частности, предполагается закупать запчасти у тех государств, которые применяют аналогичную технику, включая самолеты, например, у Индии.

По оценкам "Джейнс", в период 2015-2027 годов доля России общем объеме поставляемой Малайзии иностранной ПВН составит всего 6%. Это представляет собой резкое снижение объемов ранее поставляемой Москвой Куала-Лумпуру оборонной продукции, в частности, когда в 1990-х и 2000-х годах Малайзия приобрела, соответственно, 16 МиГ-29 и 18 Су-30МКМ, а также ряд сопутствующих систем и вооружений.

Крупнейшим поставщиком Малайзии на сегодняшний момент является Франция, которая, по данным "Джейнс", поставит около 20% ВиВТ в страны Юго-Восточной Азии в 2015-2027 годах.

Основной объем поставляемой Францией в Малайзию ПВН - это запасные части и техподдержка ряда платформ французского производства, развернутых на вооружении малайзийской армии. В их числе подводные лодки типа "Скорпен" (Scorpene) компании "Нэвал Груп" (Naval Group) и военно-транспортные самолеты (ВТС) A400M компании "Эрбас" (Airbus).

Однако примечательным моментом является обширная сеть поставщиков оборонных услуг Малайзии. Согласно данным "Джейнс", ожидается, что в период 2015-2027 годов 35 стран будут поставлять ВиВТ для малайзийской армии. При этом только 12 из них обеспечат более 1% от общего объема поставок.

Преимущества такой диверсификации заключаются в расширении доступа к глобальному рынку оборонной продукции, поддерживающей боеготовность ВС. К недостаткам относятся трудности с интеграцией и обслуживанием различных конструкций и технологий, а также экономическая неэффективность, возникающая из-за большого количества контрактов меньшей стоимости.