Производство украинских двигателей начинается в Китае с участием "Мотор Сич"

08.11.2016 // 11:45ТегиНовости
Крылатая ракета Х-55 с двигателем МС-400 / Фото из сети интернет

8 ноября. (СТАТУС-АРМС). АО "Мотор Сич" примет участие в лицензионном производстве нескольких типов своей продукции в Китае, опираясь на соглашение, которое компания заключила в текущем году с китайской промышленностью и которое предусматривает формирование совместного предприятия (СП) "Пекин Скайрайзон авиэйшн индастриз инвестмент" (Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd). Об этом стало известно на завершившемся недавно в Чжухае авиасалоне "Эйршоу Чайна-2016".

Китайско-украинское СП наладит выпуск ряда авиадвигателей, разработанных КБ "Ивченко-Прогресс" и производимых "Мотор Сич".

По условиям соглашения, несколько типов двигателей будут собираться на новом заводе в г. Чунцинь. В их числе: турбовальные вертолетные двигатели Д-136, МС-500В и ТВ3-117ВМА-СБМ1В; двигатели для самолетов общего назначения АИ-450С; турбореактивные двухконтурные двигатели (ТРДД) с высокой степенью двухконтурности Д436-148ФМ и Д-18Т; турбовинтовентиляторный (ТВВД) Д-27 с противоположным вращением винта и турбины, изначально разработанный для российско-украинского военно-транспортного самолета Ан-70; военные реактивные двигатели серии АИ-222.

Эксперты еженедельника "Джейнс дифенс уикли" особое внимание обращают на попавший в этот же перечень двигатель МС-400, предназначенный для крылатых ракет (КР).

Большой интерес для китайской авиапромышленности представляет двигатель АИ-222-25, поскольку это единственный силовой агрегат, который может быть использован на китайском реактивном учебно-тренировочном самолете (УТС) L-15 компании "Хунду" (Hongdu), отмечает издание. "Хунду" производит этот самолет в варианте легкого штурмовика L-15B, который будет оснащен новым вооружение класса "воздух - поверхность". Согласно имеющимся сообщениям, первым заказчиком этого самолета будет Замбия, хотя китайские чиновники на салоне "Эйршоу Чайна-2016" не подтвердили эту информацию.

Предполагается, что L-15B будет оснащаться новой модификацией АИ-222-25 - АИ-222-25Ф с форсированным режимом. Он разработан КБ "Ивченко-Прогресс", которое планирует создание и других усовершенствованных версий базового двигателя - с тягами в 2800 кг и 3000 кг и с форсажной камерой.

Как подчеркнули официальные лица запорожского конструкторского бюро, модификация "Ф" является очень важным достижением для них. "Мы полностью самостоятельно разработали новое сопло с форсажной камерой без участия какой-либо двигателестроительной компании, - сообщил один из них. - Так что, это полностью разработка "Ивченко", а не адаптация форсажной камеры какого-то другого КБ реактивных двигателей".

Принятое Китаем решение инвестировать огромные средства в создание нового завода и организацию линий производства нескольких типов двигателей свидетельствует о том, что амбиции Пекина в области отечественного авиадвигателестроения остаются нереализованными и будут ограничены в обозримом будущем, считают эксперты "Джейнс". Запланированные ранее мероприятия по замене некоторых двигателей украинской разработки и производства, применяемых как на российских, так и китайских самолетах, отложены на неопределенное время.

В текущем году в КНР была осуществлена реорганизация всего подразделения реактивного двигателестроения корпорации "Авик" (AVIC, Aviation Industry Corporation of China), которое выделилось в самостоятельное юридическое лицо "Авиадвигателестроительная корпорация Китая" (Aviation Engine Corporation of China, AECC) с тем, чтобы стимулировать инновации и технический прогресс в этом секторе промышленности.

Индустрия авиадвигателестроения КНР исторически демонстрировала очень ограниченные успехи, что обусловило практически полную зависимость ВВС

Народно-освободительной армии Китая (НОАК) от российских и украинских разработок.

Намерение производить двигатель МС400 является еще одним важным аспектом организации нового украинского-китайского СП, учитывая применение двигателя и историю, связанную с программой, на которую он рассчитан, отмечает "Джейнс".

Дело в том, что более десяти лет назад Украина нелегально передала Китаю шесть крылатых ракет большой дальности Х-55 разработки российского КБ "Радуга". Это было сделано в нарушение международного Режима контроля за ракетными технологиями, к которому Киев присоединился в 1998 г. Передача изделий была выполнена с использованием фиктивного договора между компанией "Росвооружение", предшественника "Рособоронэкспорта", и украинской государственной фирмой по торговле оружием "Прогресс", дочерним подразделением "Укрспецэкспорта". В целом было продано двадцать ракет с использованием фальсифицированного сертификата конечного пользователя, в изготовлении которого позднее обвинили Министерство обороны РФ. Двенадцать из этих ракет Х-55 были переданы Ирану в 2001 г.

Пекин никогда не признавал, что КНР смогла незаконно заполучить эти ракеты. Однако в 2003-2004 гг китайская Национальная компания по экспорту и импорту аэротехнологий (CATIC, China's National Aero-Technology Import & Export Corporation) приобрела "шесть полностью оборудованных двигателей МС-400", по-видимому, для оснащения шести ракет Х-55, для которых они разрабатывались. Как тогда сообщалось, двигатели предварительно были заправлены топливом, горюче-смазочными материалами и твердотопливными генераторами ГТТ-МС-400 и приобретены по стоимости 145 тыс дол каждый.

Вслед за этим другая китайский компания по торговле оружием, "Поли текнолоджиз" (Poly Technologies), импортировала еще три таких двигателя по стоимости 181,5 тыс за каждый. Эта поставка включала специальные контейнеры для хранения, запасные части, технические паспорта, руководства пользователя и системы электронного управления. Китайские официальные лица тогда заявили, что двигатели приобретены для оснащения будущих китайских беспилотных летательных аппаратов (БЛА), что кажется маловероятным, учитывая близость по времени выполнения этих операций и последующие отчеты по программе Х-55.

 Если МС-400 действительно будет производиться в Китае, вполне вероятно, что этот двигатель в конечном итоге будет устанавливаться не только на китайский вариант Х-55, созданный по методу обратной инженерии, но и на иранскую версию российской разработки, получившую название "Сумар" (Soumar). Иран и Китай имеют долгую историю сотрудничества в области оборонно-промышленных технологий и, в частности, в области крылатых ракет.