Реализация Европейской оборонно-промышленной стратегии вряд ли улучшит обороноспособность ЕС

21.05.2024 // 12:21ТегиНовости
EU Defense Industry - изображение с сайта Европейского союза

МОСКВА, 21 мая. /СТАТУС-АРМС/. После начала российской спецоперации на Украине в феврале 2022 года стало очевидно, что Запад изо всех сил пытается снабдить Киев достаточным количеством необходимого вооружения для поддержки Вооружённых Сил Украины (ВСУ). Одновременно, как пишет 20 мая издание «Файнэншл Экспресс» (Financial Express), с поставками вооружения из существующих арсеналов встал вопрос о перевооружении армий европейских стран, поскольку результаты боевого применения западной военной техники на украинском театре военных действий (ТВД) продемонстрировал большую разницу между демонстрацией западной военной техники на различных моделируемых боевых учениях и ее реальными возможностями на поле боя.

Не случайно руководство Европейского Союза (ЕС) в целях повышения своей обороноспособности, улучшения закупок продукции военного назначения (ПВН), а также вовлечения Украины в этот процесс разработало и 5 марта 2024 года утвердило Европейскую оборонно-промышленную стратегию EDIS (European Defense Industry Strategy).

Принятию стратегии EDIS предшествовал комплексный анализ обороноспособности европейских стран, показавший ограниченность реальных возможностей оборонно-промышленного комплекса. Например, в ноябре 2023 года министры обороны ЕС признались, что не достигнут своей цели — поставить Украине миллион снарядов за 12 месяцев. При этом выявилась одна из главных проблем европейской оборонной промышленности – нехватка производственных мощностей во время военного кризиса. Эта проблема также касается США и Великобритании.

Почему это случилось? После окончания «холодной войны» развитие европейской оборонной промышленности происходило исходя из предположения, что западным государствам больше не нужно планировать индустриальную войну. Национальная безопасность перестала быть главным фактором оборонно-промышленной политики. Таким образом, мощности массового оборонного производства были в значительной степени исключены как нерентабельные.

За последние три десятилетия в Европе мало кто подвергал сомнению политику консолидации вокруг крупных транснациональных основных частных подрядчиков и использование рыночных механизмов для решения проблемы слишком большого количества оборонных фирм, производящих конкурирующую продукцию. При этом не учитывался тот факт, что многие страны ЕС вообще не обладают большим оборонно-промышленным потенциалом.

Однако наиболее интересный вопрос о попытках ЕС укрепить свой оборонно-промышленный потенциал посредством стратегии EDIS заключается в том, будет ли такая стратегия эффективной?

Предложения Европейской комиссии по стратегии EDIS касаются трех вопросов: во-первых, увеличение совместных оборонных закупок в рамках структур ЕС; во-вторых, укрепление и повышение автономности оборонно-промышленной и технологической базы ЕС; в-третьих, решение проблем с объемом производства в период кризиса.

И здесь возникает множество негативных моментов. Например, очень мало оборонных закупок осуществляется внутри структур ЕС. Государства принимают свои собственные суверенные решения, сотрудничая в первую очередь на межправительственной основе, когда это считается необходимым, обычно с небольшими группами государств со схожими промышленными интересами или военными потребностями. По данным Еврокомиссии, например, с момента начала боевых действий на Украине до июня 2023 года 78% оборонных закупок ЕС приходилось на государства, не входящие в ЕС, в основном на США.

По данным Французского института международных и стратегических отношений (IRIS), из 100 миллиардов евро, потраченных государствами-членами в период с февраля 2022 года по июнь 2023 года, восемь из каждых десяти евро были потрачены за пределами ЕС, а более шести из каждых десяти евро были потрачены в США.

В рамках стратегии EDIS к 2035 году предлагается потратить 60% бюджетов национальных оборонных закупок на оборонную продукцию, производимую в странах ЕС. Однако есть все основания полагать, что подобные планы могут спровоцировать противодействие со стороны военно-промышленного лобби США и Великобритания, которые увидят в этом угрозу сокращения объемов своих традиционных поставок военной продукции в страны НАТО, а впоследствии и другим зарубежным партнерам.

Стратегия EDIS вряд ли будет учитывать интересы всех стран-членов ЕС, особенно стран Восточной Европы, которые не имеют развитой научной, технологической, промышленной и оборонной исследовательской базы, сопоставимой с таковой в Западной Европе. Основными производителями ПВН внутри ЕС являются Германия, Франция, Италия и Испания, которые станут основными бенефициарами реализации программы EDIS. Другие европейские государства, особенно в Центральной и Восточной Европе, будут вынуждены резко увеличить свои консолидированные оборонные бюджеты, что может привести к социальным протестам.

Для Великобритании и ее оборонных компаний, которые составляют значительную часть европейской оборонно-промышленной и технологической базы, реализация стратегии EDIS представляет собой дальнейшее осложнение в усилиях по установлению совместных отношений в области безопасности и обороны между ЕС и Великобританией. Если недавние сообщения о том, что у Великобритании нет собственного аналогичного плана по увеличению мощностей оборонного производства, верны, то маловероятно, что британские оборонные компании смогут поставлять свою продукцию в кратчайшие сроки.

Планы ЕС по привлечению Украины к программе EDIS можно считать контрпродуктивными, поскольку за последние 10 лет реальное финансовое положение всех предприятий украинского ОПК существенно ухудшилось. Многие из них подверглись процедурам банкротства, а мобилизация усилила отток квалифицированных кадров. Кроме того, в ходе спецоперации значительная часть производственной базы украинского ОПК, включая энергетические объекты, была уничтожена целенаправленными ударами российских вооруженных сил и продолжает разрушаться.

В современных условиях для технологической интеграции Украины в европейскую оборонную промышленность и унификации со стандартами НАТО необходимо строить военно-промышленный фундамент этого государства «с нуля», что маловероятно, учитывая отсутствие инвестиций у самого ЕС.