Россия может увеличить экспорт военно-морской техники
МОСКВА, 17 июля. /СТАТУС-АРМС/. В Санкт-Петербурге с 23 по 27 июня прошел 10-й Международный военно-морской салон (МBMC-2021). Этот форум впервые проводился на двух новых площадках: экспозиция разместилась на территории конгрессно-выставочного центра "Экспофорум", а корабли, катера и суда для показа разместились у причалов морского порта "Пассажирский порт Санкт-Петербург". К большому сожалению, из-за ограничений по коронавирусу салон прошел в ограниченном масштабе – без посетителей.
Перед салоном 7 июня прошла встреча президента России Владимира Путина и директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрия Шугаева, на которой были подведены некоторые итоги работы российских спецэкспортеров в 2020 году. По словам Шугаева, объем военного экспорта в 2020 году превысил 15 миллиардов, что составило 102% от намеченных показателей. Портфель заказов сохранился на уровне более 50 миллиардов долларов. Среди экспортной продукции традиционно лидирует авиационная техника и средства ПВО, в то время как на экспорт военно-морской техники (ВМТ) приходится только 10%. По данным «Рособоронэкспорта», сегодня портфель заказов в этом сегменте составляет около 5,5 млрд долларов.
В свете озвученных на встрече с президентом РФ цифр по экспорту продукции военного назначения салон МВМС-2021 был, в частности, интересен и тем, что мог дать ответ на вопрос о потенциальных возможностях российской судостроительной промышленности увеличить экспорт ВМТ в ближайшей и среднесрочной перспективах.
А возможности такие есть, поскольку российское военное кораблестроение, несмотря на санкции, пандемию коронавируса и другие отрицательные факторы, сегодня находится на подъеме. Как стало известно на салоне, Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) сдала заказчикам рекордное количество кораблей в 2020 году. "В 2020 корпорация сдала рекордное количество кораблей - девять кораблей из строительства, и два корабля после ремонта и модернизации. Это лучший показатель ОСК с 2007 года, с момента образования", - сообщил в ходе салона заместитель генерального директора ОСК по военному кораблестроению и специальным программам Владимир Королев. По его словам, в 2021 году ОСК передаст ВМФ России 10 кораблей, в том числе 7 новых боевых кораблей и три - после ремонта и модернизации.
Выход отечественного кораблестроения на устойчивое серийное строительство целого ряда проектов надводных и подводных кораблей для ВМФ России является определяющим критерием при выборе нужных морских платформ для потенциальных инозаказчиков. В связи с этим одним из направлений повышения объемов экспорта ВМТ может стать адаптация целого ряда морских платформ, принятых на вооружение российского флота, для иностранных заказчиков. Целую такую серию адаптированных под инозаказчиков боевых кораблей проектов 21631, 22160 и 22800 серийно строящихся для отечественного флота, представила Судостроительная Корпорация «Ак Барс» из Зеленодольска (Татарстан).
Северное проектно-конструкторское бюро (СПКБ) из Санкт-Петербурга разработало на основе патрульного корабля проекта 22160, принятого на вооружение ВМФ России и заказанного в количестве 6 единиц для Черноморского флота, легкий корвет с управляемым ракетным оружием водоизмещением 2200 тонн.
В зависимости от требований инозаказчика корвет может быть оснащен комбинированным оружием, в том числе одним ударным ракетным комплексом «Калибр-НКЭ» и одним корабельным многоканальным зенитным ракетным комплексом с вертикальным стартом «Ресурс» 3К96-3Е. Вертикальные пусковые установки (ВПУ) комплекса «Калибр-НКЭ» расположены в средней части корабля побортно (2 х 4) и предназначены для размещения 8 ракет «Калибр-НКЭ». Пусковые модули ЗРК 3К96-3Е (2 х 8) с боекомплектом из 16 зенитных управляемых ракет 9М96Е или 64 ЗУР 9М100Е размещены в носовой части корабля в подпалубных вертикальных пусковых установках (ВПУ). В зависимости от требований заказчика, корвет может быть полностью выполнен в варианте ПВО и иметь только зенитные управляемые ракеты, в том числе 24 ЗУР 9М96Е или 96 ЗУР 9М100Е.
Согласно данным Концерна ПВО «Алмаз-Антей», который разработал корабельный ЗРК «Ресурс», в одноместном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) размещается одна ЗУР 9М96Е или четыре ЗУР 9М100Е в кассете.
ЗРК «Ресурс» может одновременно вести стрельбу по 5 целям. Максимальная наклонная дальность поражения воздушных целей составляет 28 км для ЗУР 9М96Е и 10 км для ЗУР 9М100Е, максимальная высота поражения - 20 км для ЗУР 9М96Е и 4 км для ЗУР 9М100Е.
Легкий корвет УРО имеет длину 94 м, ширину 14 м, осадку 3,4 м, скорость полного хода 27 уз., дальность плавания 4500 миль, автономность 30 суток. Корабль оснащается дизельной главной энергетической установкой (ГЭУ) мощностью около 16000 кВт.
Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит» представило модель малой подводной лодки прибрежного действия «Сервал» (П-750Б). Водоизмещение лодки около 1450 куб.м, длина 65,5 м, ширина 7 м, осадка 5,2 м, предельная глубина погружения 300 м, полная скорость подводного хода 18 узлов, экономическая скорость хода 4 м, экипаж 18-20 чел., группа боевых пловцов 20 чел., автономность до 30 суток, общая дальность плавания до 4300 морских миль, непрерывная подводная дальность плавания при работе воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) до 1200 морских миль. Лодка оснащена газотурбинным двигателем замкнутого цикла 2 х 400 кВт и гребным электродвигателем мощностью 2500 кВт. На борту имеются до 12 торпед, ракет и мин калибра 533 мм.
В носовой части лодки «Сервал» имеется специальный отсек, в котором располагается сверхмалая подводная лодка «Тритон-2» для доставки групп боевых пловцов и их вооружения. Корпус «Тритон-2» изготовлен из алюминиево-магниевого сплава. Нормальное водоизмещение «Тритон-2» 4,4 куб.м, длина 9 м, ширина 1,6 м, высота 1,6 м, запас плавучести около 8%, предельная глубина погружения 40 м, скорость полного подводного хода 6 узлов, количество транспортируемых боевых пловцов 6 чел, автономность – около 12 ч, дальность плавания со скоростью полного подводного хода за одну зарядку аккумуляторной батареи 60 морских миль. В качестве энергетической установки применяются аккумуляторные батареи и гребной электродвигатель.
Лодка не имеет стандартных торпедных аппаратов. Пуск торпед и ракет осуществляется из забортных транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) калибров 533 мм и 324 мм, предназначенных для хранения, транспортировки и выстреливания размещаемого внутри оружия. Эти ТПК могут размещаться в межбортном пространстве и надстройке подводной лодки.
Как сообщили представители «Малахита», подводная лодка «Сервал» может быть кастомизирована под требования инозаказчика и эффективно применяться в шхерных районах мирового океана, включая Балтийское море.
Одним из наиболее интересных направлений модернизации военно-морской техники ВМФ, представленных на МВМС-2021, является интеграция результатов разработок в смежных областях науки и техники в боевые комплексы, состоящие на вооружении флота. В частности, Концерн "Моринформсистема - Агат" представил новый вариант мобильной береговой РЛС загоризонтного обнаружения с повышенной скрытностью (МБРЛС ЗГО) "Предел-Э", разработанной НПП "Салют".
Как пояснили на стенде Концерна, для этой РЛС была решена актуальная задача обнаружения надводных кораблей на дальностях, существенно превышающих дальность радиогоризонта. Дальность обнаружения надводных целей увеличена за счет использования эффекта аномального распространения радиоволн, происходящего непосредственно в приводном слое атмосферы в так называемом "волноводе испарения". В зависимости от района, волновод испарения располагается в промежутке от морской поверхности и до высот в несколько десятков метров. Высота волновода определяется метеорологическими параметрами среды в районе решения боевой задачи. Основным эффектом действия волновода испарения является значительное увеличение дальности действия корабельных и береговых радиолокационных систем с частотами излучения более 3 ГГц. Волновод испарения возникает непосредственно над поверхностью океана при наличии быстрого спада влажности с высотой, в прилегающем слое воздуха. Использование активных фазированных антенных решеток (АФАР) в современных радиолокаторах позволяет формировать узкий луч и направлять его под требуемым углом к верхней кромке волновода для его захвата и дальнейшего распространения энергии в волноводе. Учет условий распространения при контроле высоты волновода испарения позволяет существенно (в 10-15 раз по сравнению с дальностью радиогоризонта) увеличить дальность обнаружения надводных целей в морях южных и средних широт. Этот эффект был научно обоснован и положен в основу работы МБРЛС ЗГО "Предел-Э".
МБРЛС ЗГО "Предел-Э" способна эффективно выполнять боевые задачи по скрытному обнаружению и автоматическому сопровождению надводных и воздушных целей, находящихся в пределах прямой видимости и за горизонтом, для обеспечения боевого применения подвижных береговых ракетных комплексов и, в частности ПБРК "Бастион", функционирования системы контроля надводной и воздушной обстановки в территориальных водах и экономической зоне государства, применения континентальной (береговой) системы ПВО, использования системы государственного опознавания в пределах радиогоризонта.
По информации разработчика, применение станции обеспечивает максимальную дальность обнаружения надводной цели в условиях волноводного распространения радиоволн не менее 400 км.
МВМС-2021 наглядно продемонстрировал, что в России решена задача импортозамещения и создания силовых установок для новейших российских кораблей. В предыдущие годы отсутствие возможности производства российской промышленностью целой линейки морских силовых установок оказывало отрицательное влияние на инозаказчиков. При заказе через АО «Рособоронэкспорт», например, боевого корабля, инозаказчик был вынужден заказывать для него силовую установку на Украине, поскольку предприятие «Зоря-Машпроект» в Николаеве было главным производителем двигателей для российских боевых кораблей многих проектов.
Серийное производство морских газотурбинных двигателей (ГТД) М75РУ мощностью 7000 л.с. и М70ФРУ мощностью 14000 л.с. для корветов и фрегатов во многом определяет дальнейшие перспективы и направления модернизации ВМФ. Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК, входит в Ростех) разработана также технология серийного изготовления двигателя мощностью 27500 л.с. для применения в составе газотурбинных агрегатов (ГТА) кораблей.
Для новейших фрегатов проекта 22350, серия которых на сегодняшний день насчитывает 8 единиц, корпорация освоила производство ГТД М90ФР, который применяется в составе дизель-газотурбинного агрегата (ДГТА) М55Р. В 2020 году ОДК осуществила поставку "Северной верфи" двух первых агрегатов М55Р для третьего фрегата "Адмирал Головко". В июне 2021 года поставлен третий агрегат для четвертого фрегата "Адмирал Исаков" и проводятся испытания четвертого агрегата для укомплектования этого корабля в июле-августе текущего года.
Предполагается, что М90ФР станет основой для перспективных морских двигателей. В частности, ОДК прорабатывает варианты создания двигателя мощностью 25 МВт на базе М90ФР. Полученные результаты станут научно-техническим заделом для разработки двигателей мощностью 25–35 МВт.
Как сообщили в ОДК, в настоящее время планируемый объем поставок составляет порядка 20 ГТД М90ФР. Российские корабли с двигателями иностранного производства также могут быть оснащены М90ФР в ходе ремоторизации.
"На сегодня в ОДК создана линейка морских газотурбинных двигателей мощностью от 7000 до 27500 л.с., которая в краткосрочной и среднесрочной перспективе закрывает потребности флота в газотурбинных двигателях для всех строящихся и перспективных кораблей различных классов", - сообщил заместитель генерального директора ОДК Виктор Поляков.
По его словам, в настоящее время ОДК освоила производство морских двигателей для всех надводных кораблей ВМФ РФ с газотурбинными энергетическими установками.
Кроме самих морских платформ, адаптированных под требования инозаказчиков, российская оборонная промышленность сегодня производит и готова поставлять широкую номенклатуру специального оборудования и вооружения, отвечающих самым высоким мировым стандартам.