Россия усиливает борьбу с террористической угрозой

МОСКВА, 4 апреля. /СТАТУС-АРМС/. "Претензии отдельных стран на исключительность подталкивают к новой гонке вооружений. На фоне этого усиливается антироссийская риторика, активизируется недружественная военная деятельность вблизи наших границ. В этих условиях руководство РФ предпринимает шаги по обеспечению национальной безопасности. Основной упор делается на борьбу с террористической угрозой, масштабы которой за последние годы значительно расширились", - заявил министр обороны РФ генерал армии Шойгу, выступая на 7-й Московской конференции по международной безопасности.
Министр напомнил, что в сентябре 2015 года Россией было принято решение об оказании помощи законному правительству Сирии в борьбе с «ИГ» (запрещено в РФ) и другими террористическими организациями. "До этого так называемую войну с боевиками вела возглавляемая США антитеррористическая коалиция. В неё входило более 30 передовых в военном отношении государств, задействованы значительные ресурсы, в том числе авиация и силы специального назначения. Однако зримых результатов достигнуто не было. При этом территории, подконтрольные ИГ в Ираке и Сирии, только расширялись. Трудно поверить, что мощнейшая коалиционная группировка не смогла справиться с террористами. Видимо, цель была другая - расшатать ситуацию в регионе, закрепить в нём своё военное и экономическое присутствие", - добавил глава военного ведомства РФ.
Положение изменилось только после начала операции российских Воздушно-космических сил и создания реального антитеррористического альянса с участием Ирана, России и Турции. Была освобождена большая часть территории Сирии от террористов, с остальными идут детальные переговоры по сложению оружия, сорваны планы образования "псевдохалифата". "Очевидно, что при объединении наших усилий с коалицией историю с «ИГ» в регионе удалось бы закончить значительно раньше и с меньшими потерями", - сказал Шойгу.
В то же время повышается террористическая активность в Африке, террористы возвращаются в Азию и Европу. Как следствие, растёт трансграничная преступность, формируется питательная среда для экстремистских и сепаратистских движений по всему миру. В большинстве регионов планеты, в том числе в Юго-Восточной Азии, создаются террористические ячейки. Сегодня угроза терроризма носит глобальный характер. Ни одно государство не может чувствовать себя полностью защищённым.
"Данная ситуация осложняется ещё и тем, что террористы используют современные средства поражения - ударные беспилотные летательные аппараты. Так, беспилотники, применяемые боевиками в Сирии, оснащены боеприпасами и способны действовать на расстояния свыше 100 км. Их создание невозможно без технического содействия развитых стран. В течение последних трёх месяцев мы уничтожили 17 таких аппаратов. Применение подобных средств поражения в густонаселённых районах может иметь катастрофические последствия как для населения, так и для объектов критической инфраструктуры. В этом контексте террористы не должны получить доступ к оружию массового поражения и отравляющим веществам", - рассказал министр обороны РФ.
Сирийский опыт показывает, что химсредства зачастую используются бандформированиями в провокационных целях, чтобы посеять хаос среди населения, сформировать у мирового сообщества ложное представление о конфликте. "К сожалению, порой такие приёмы срабатывают. Например, постановочная химатака в Хан-Шейхуне 4 апреля 2017 года послужила поводом для нанесения военно-морскими силами США массированного ракетного удара по авиабазе Шайрат. Попытки организовать подобные провокации в Сирии отмечаются и сегодня", - добавил Шойгу.
По его словам, фактическая дезинтеграция Ливии привела к усилению террористической угрозы в северной и центральной частях континента. Её рост негативно влияет на состояние региональной безопасности в целом. Россия поддерживает усилия африканских государств по стабилизации обстановки и борьбе с террористами.
Также большое внимание уделяется положению в Латинской Америке. Россия приветствует стремление региональных государств к расширению взаимодействия с Россией, в том числе по линии оборонных ведомств. Примером такого сотрудничества служит совместная работа с аргентинскими коллегами по поиску пропавшей подводной лодки.
"За последние годы сотрудничество военных ведомств России и стран Азии существенно активизировалось. В этом плане показательны наши стратегические отношения с Китаем, Индией, Вьетнамом, Лаосом и Мьянмой. Новое развитие получает взаимодействие с Брунеем, Камбоджей, Малайзией, Индонезией, Филиппинами - причём как на двусторонней основе, так и в многосторонних форматах по линии АСЕАН", - сказал министр обороны РФ.
В Азии сохраняются вызовы в сфере безопасности, которые требуют совместных действий. В первую очередь это кризис вокруг Корейского полуострова, в который вовлекается всё больше государств, стремящихся закрепить своё влияние в регионе. "Полагаем, что военного решения корейской проблемы нет. Давление и угрозы не являются действенными средствами урегулирования кризиса. Более того, постоянное нагнетание ситуации и демонстрация военной силы могут привести к инцидентам и даже вооружённому конфликту, последствия которого затронут весь регион", - добавил Шойгу.
Продолжает ухудшаться ситуация в Афганистане. Более чем пятнадцатилетнее присутствие в этой стране контингентов США и НАТО так и не привело к нормализации обстановки. По сути, США стремятся на любых условиях закрепиться в Центральной Азии, чтобы иметь возможность проецировать силовое влияние на сопредельные с Афганистаном страны. Это не отвечает интересам региональных государств и служит глобальным фактором дестабилизации. Сохраняется угроза безопасности для государств - союзников России по ОДКБ. Афганистан может стать новым прибежищем не только для боевиков ИГ, но и для других террористических организаций, откуда они будут перемещаться по всему Евразийскому континенту. Сегодня в Афганистане насчитывается около 4500 террористов ИГ, и их число постоянно растёт.
"Сегодня ни у кого нет сомнений, что американская ПРО - это серьёзный дестабилизирующий фактор, стимул для гонки вооружений, грубое нарушение международных обязательств, в том числе Договора о ликвидации ракет среднего и малого радиуса действия", - сказал глава военного ведомства России.
Также вызывает озабоченность безостановочное усиление группировки американских войск в Восточной Европе. Сегодня в Прибалтике и Польше уже размещён десятитысячный контингент, имеющий все виды наступательных вооружений, активизируется деятельность флотов США и других стран НАТО в Чёрном и Балтийском морях. Количество учений и тренировок Североатлантического альянса существенно выросло, при этом они носят явно антироссийскую направленность. Повысилась интенсивность полётов натовской авиации вдоль российских границ. Начиная с января истребители ВКС России поднимались на перехват более 25-ти раз. В итоге резко возросла опасность провокаций и военных инцидентов.
"Складывается парадоксальная ситуация. НАТО стремится нарастить и модернизировать военную инфраструктуру у российских границ. При этом в общественном мнении формируется миф о возрастающей для Европы опасности. То есть сами себя запугивают несуществующей российской угрозой, а затем планомерно увеличивают военный потенциал", - сказал Шойгу.
В этих условиях Минобороны России неоднократно предлагало НАТО начать диалог. "Однако в Брюсселе к уважительному разговору не готовы. В свою очередь мы не собираемся стучаться в закрытую дверь, но и оставлять без внимания попытки силового давления на нас не намерены. Боевой потенциал наших Вооружённых сил будет поддерживаться на уровне, гарантированно обеспечивающем военную безопасность России и её союзников", - заключил министр обороны РФ.