Смещение энергетического центра излучения ББМ повысит их выживаемость в бою

22.08.2018 // 18:05ТегиНовости
Модель БМП с устройством смещения энергетического центра излучения и снижения радиолокационной заметности

АЛАБИНО /Московская область/, 22 августа. /СТАТУС-АРМС/. Основная часть состоящих на вооружении российской армии боевых машин, по-прежнему остается уязвимой к высокоточным средствам поражения противника. Вопрос их защищенности от данного типа оружия, так же, как и снижения тепловой и радиолокационной заметности не решен в полной мере. Представители "Московского высшего общевойскового командного орденов Жукова, Ленина и Октябрьской революции Краснознамённого училища" Министерства обороны РФ курсант Никита Каширин и доцент, подполковник Александр Котровскийсообщили на выставке "Армия-2018" о разработанном ими принципе снижения уязвимости боемашин к высокоточному оружию посредством смещения энергетического центра ИК излучения бронетехники, а также - снижения ее радиолокационной заметности.

По словам Каширина, проведенный анализ показывает, что лобовая броня и броня бортов являются наиболее защищёнными участками корпуса боемащин. В то же время существующие методы снижения уязвимости к высокоточным средствам поражения имеют общий недостаток, заключающийся в невозможности обеспечения защиты верхней проекции корпуса боемашины, или же слабой частичной защиты. Это факт предопределил направление разработки способов защиты боевых машин от суббоеприпасов авиационного кассетного оружия, атакующих наземные цели из верхней полусферы.

Установлено, что энергетическим центром ИК излучения боевой машины является область её моторно-трансмиссионного отделения (патрубок для выхода отработавших газов двигателя), в связи с чем центром прицеливания высокоточных боеприпасов в этом диапазоне длин волн является именно данный участок, пояснил курсант.

Этот центр, утверждает разработчик можно значительно снизить и сместить за пределы границ корпуса машины, используя специализированный короб. Этот короб включает впускное и выпускное отверстия и предназначен для отвода отработанных газов двигателя от выпускного патрубка за пределы корпуса машины на оптимальное расстояние. Короб имеет на внутренней поверхности теплоотражающее, термостойкое покрытие, а на наружной верхней поверхности - теплоотражающие, термостойкие щитки, разделённые воздушными прослойками один относительно другого, с целью снижения теплового излучения, передающегося вверх от корпуса машины. Материалом для удержания и отражения высокой температуры возникающей при работе двигателя, может служить асбест или керамика.

Короб монтируется на корпусе машины посредством вращающегося в горизонтальной плоскости подвижного крепления, а две пружины также позволяют установить его на определённом удалении от подвижного крепления и предназначены для возврата короба в исходное положение при его столкновении с препятствием во время движения машины.

Предлагаемое устройство позволяет значительно снизить тепловое излучение от двигателя машины, её тепловую заметность на поле боя, сместить на оптимальное расстояние энергетический центр для прицеливания высокоточных боеприпасов в сторону от корпуса машины и в целом повысить ее защищённость, утверждает Каширин.

По его словам, несколько усовершенствованный принцип можно использовать для плавающих легкобронированных боевых машин, а также при постановке машины в окоп.

При этом, отметил разработчик, для повышения защищенности бронетехники смещение теплового излучения за пределы корпуса машины на оптимальное расстояние не является достаточным условием. Необходимо также снизить его радиолокационную заметность. С этой целью разработчики предлагают изменить (исказить) фон корпуса машины в радиолокационном диапазоне длин волн, используя радиоотражающий и радиопоглощающий составы, наносимые с использованием специального устройства, которое включает баллон, крепящийся в заброневом пространстве машины или снаружи. В баллоне под давлением находятся радиопоглощающий и радиоотражающий составы. К нему подсоединены трубопроводы, также скреплённые с корпусом машины и имеющие на концах распылители. Трубопроводы предназначены для доставки состава в определённые места корпуса машины, а распылители необходимы для равномерного нанесения покрытия. Обратный клапан предназначен для прохождения радиопоглощающего и радиоотражающего составов по трубопроводу в одном направлении к распылителям. Для нанесения состава на корпус машины, член экипажа машины посредством органа управления посылает сигнал на исполнительный элемент.

Применяя данное устройство, можно также автоматизировать процесс по снижению заметности боевой машины в радиолокационном диапазоне длин волн, используя индикаторы облучения, расположенные на корпусе машин.

По словам разработчика, при помощи вышеуказанных устройств можно снизить воздействие высокоточных боеприпасов на верхнюю проекцию корпуса боевых машин, повысив в целом их защищённость.

Предложенные Кашириным и Котровским устройства являются относительно простыми по своей конструкции. Они не содержат дорогостоящих материалов, электроники, жидкостей и т.п., и по стоимости существенно дешевле комплексов активной защиты (КАЗ), обеспечивая при этом решение задачи по смещению энергетического центра боемашин, то есть обеспечивая пассивную защиту от средств поражения из верхней полусферы.

На свои технические решения разработчики подали четыре заявки на предполагаемые изобретения.